Конечно же, когда-нибудь мы узнаем, чем США соблазнили Европу или какими угрозами склонили ее к изменению позиции до такой степени, что стало уже невозможно безболезненно выйти из создавшейся ситуации. Испанская газета «Эль Паис», не относящаяся к самым прогрессивным изданиям страны, назвала 1 февраля 2019 года днем очень плохих новостей.
Трамп потребовал от Испании и от Европейского союза прекратить любые переговоры с Мадуро. США заранее предупредили испанское правительство о том, что Гуайдо собирается провозгласить себя временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы и что Вашингтон признает его.
Всего лишь через пять дней после того как он стал главой официально распущенного парламента страны, Хуан Гуайдо, один из самых неистовых противников Мадуро и почти никому неизвестный депутат Национального собрания, провозгласил себя временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы. Совершенно очевидно, что это было бы невозможно без немедленного официального признания Вашингтона и, по-видимому, такой же поддержки со стороны Старого света, у которого полно своих проблем, угрожающих ему самому расколом.
«Конечно, есть несколько государств-членов, которые сомневаются и не готовы признать Гуайдо в качестве президента», сообщило агентство «Европа Пресс» со ссылкой на источники, принимавшие участие в дебатах на встрече министров иностранных дел ЕС в четверг 31 января в Бухаресте. ЕС, несмотря на давление, не сумел добиться единогласия для признания по-имперски назначенного кандидата, претендующего на пост временно исполняющего обязанности президента Венесуэлы.
Некоторые из стран ЕС ссылались на международные нормы ООН. Антонио Гутерриш (Antonio Guterres), генеральный секретарь ООН, подтвердил, что единственным законным конституционным президентом Венесуэлы, согласно правилам и принципам организации, является Николас Мадуро.
Логично, ведь он был избран более чем шестью миллионами избирателей и в присутствии 200 наблюдателей из различных стран, набрал 67% голосов на многопартийных выборах. В выборах участвовали представители 20 партий, и никто из них не возражал и не подавал протестов по поводу результатов избирательной кампании. Это было 18 мая прошлого года. Так что совершенно нормально, что 10 января в назначенный для этого день Мадуро вновь принял на себя полномочия президента страны. А кроме того, согласно данным на 20 января, 81% венесуэльцев не имели понятия о том, кто такой Хуан Гуайдо!
Настойчивый призыв легитимизировать того, кто не имеет на это права, не поддержала Италия: «Гуайдо не был избран народом, и ситуация должна быть разрешена самими венесуэльскими гражданами», — сказал вице-президент Луиджи ди Майо (Luigi di Maio). «Австрия, как и многие другие государства, признает страны, а не правительства», — заявила Карин Кнайсль (Karin Kneissl), министр по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел Австрии. «Мы не хотим, чтобы Венесуэла превратилась в новую Ливию в Южной Америке», — заявило министерство иностранных дел Греции, в то время как Кипр и Словакия подтвердили свое нежелание оказывать официальную поддержку какому-то самозванцу.
Из Люксембурга призвали оценить «политические последствия» такого шага, нарушающего основные международные нормы, которые предписывают не вмешиваться во внутренние дела других государств. Швеция, в частности, напомнила, что согласно действующему мировому праву, чтобы претендовать на взаимовыгодные отношения, следует вначале «признавать государства, а не личности», тем более что ниточки, которыми кукловод управляет марионеткой, столь не прочны.
Лопес Обрадор (López Obrador) напомнил старый афоризм Бенито Хуареса (Benito Juárez): уважай право другого и будешь жить в мире. Мексика и Уругвай заняли достойную позицию, отказавшись от травли Венесуэлы, которая может привести страну только к гражданской войне или к иностранному вторжению. И это, конечно, будет не решением вопроса, а приведет к еще большим проблемам и ухудшению положения в стране.
Боливия присоединилась к стране ацтеков и к южному соседу, чтобы вместе найти выход из создавшейся ситуации, предложив созвать срочную международную конференцию под эгидой ООН, в которой от Венесуэлы примут участие как правительство, так и оппозиция.
Николас Мадуро заявил о своей готовности к диалогу не только с теми, кто желает его отставки внутри, но даже и с Трампом. Гуайдо же и его окружение выступают против любых переговоров, поскольку боятся компромиссов и ответственности за свои действия.
Страны ЕС находятся перед выбором более серьезным, чем Брексит. Никак и ничем не завершившийся «развод» с Великобританией и его туманные последствия и без того осложняют ситуацию в преддверии выборов в Европейский парламент. Есть опасения, что британцы не смогут в них участвовать, поскольку выйдут из ЕС. К тому же европейцы не имеют консенсуса по вопросу Венесуэлы (а им больше всего нужна собственная независимая позиция по этому вопросу), рискуя, что кто-то извне навяжет им принятие болезненных решений. Не имеет ли это какой-то связи с возвращением «евроракет»?
Одновременно — и это не случайно — с этими грязными махинациями на «заднем дворе США» администрация Трампа объявила о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, которые могут нести ядерные заряды. Европа станет первой жертвой в случае вооруженного столкновения с Россией или же просто из-за какой-то человеческой ошибки. Разорвать договор, действовавший в течение десятилетий, нельзя признать разумным и взвешенным решением. О последствиях этого не думают на берегах Потомака. А что же демократы? Они тоже поддерживают эти агрессивные и бредовые планы?