Ожидается, что по итогам 2018 года экспорт продукции предприятий, подведомственных Государственному военно-промышленному комитету, превысит 1 миллиард долларов. Однако на 2019 год президент поставил крайне сложную задачу. «Cтройте планы на будущее с целью увеличения даже не объемов, а денежных поступлений ровно в два раза», — заявил Александр Лукашенко в ноябре, принимая с докладом главу Госкомвоенпрома Романа Головченко.
Одним из ключевых направлений деятельности отечественного ВПК Лукашенко видит развитие ракетостроения. На ноябрьской встрече с председателем Госкомвоенпрома президент отметил, что сегодня в мире очень высок спрос на умное высокоточное оружие, и особенно на средства борьбы с этим оружием.
«Поэтому надо развивать эти школы, центры, производства для того, чтобы себя обеспечить высокоэффективным оборонительным оружием и предложить другим государствам», — подчеркнул Лукашенко.
На сегодняшний день главным достижением белорусской ракетостроительной отрасли является дальнобойная реактивная система залпового огня (РСЗО) нового поколения «Полонез» — первая законченная разработка белорусских ученых в области ракетной техники.
«Полонез был создан в 2015 году в результате военно-технического сотрудничества с Китаем. Отметим, что столь мощное оружие появилось у белорусов без малейшего содействия со стороны российских партнеров, которого логично было бы ожидать, учитывая союзнический статус отношений Минска и Москвы.
Москва не хочет усиления союзника?
В недавнем интервью японской телерадиокомпании NHK руководитель белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей отметил: военно-техническое партнерство с Пекином стало расширяться ввиду того, что «российские партнеры не всегда готовы оказать содействие в создании новых видов вооружений». Министр подчеркнул, что «об этом неоднократно говорил глава белорусского государства».
Белоруссия была вынуждена сама сделать эти системы, поскольку просьбы к Российской Федерации о помощи в приобретении такого оружия остались тщетными, пояснил тогда Лукашенко.
Более того, создание «Полонеза» и принятие его на вооружение белорусской армии, мягко говоря, не вызвало особого энтузиазма в союзной России. Об этом свидетельствует реакция тамошнего экспертного сообщества. Высказывания даже его ведущих представителей носили в основном уничижительный характер.
Этим хором критических голосов, по мнению ряда комментаторов, руководит прежде всего стремление создать негативный имидж потенциальному конкуренту на международном рынке оружия.
Однако есть и те, кто считает, что Москва в принципе не хочет сколь-нибудь значительного усиления Белоруссии в военном отношении, чтобы было легче вернуть ее на путь истинный в случае серьезного изменения политического курса.
Но Минск не сидит сложа руки. На встрече с группой представителей аналитических центров США 6 ноября прошлого года Лукашенко заявил: «… В последнее время — вы наблюдаете, мы тоже не скрываем — мы создали свою ракетную промышленность и произвели свое высокоточное ракетное вооружение».
Сделка с Азербайджаном — крупный успех
Основные компоненты «Полонеза» выпускаются на республиканском производственном унитарном предприятии «Завод точной электромеханики» (ЗТЭМ) в Дзержинском районе.
На первых порах те комплектующие изделия, которые заводы белорусского ВПК были не в состоянии выпускать сами (например твердотопливные ракетные двигатели), импортировались из Китая. При этом была поставлена задача максимальной локализации производства.
Не так давно пресс-служба Госкомвоенпрома сообщила, что ЗТЭМ уже далеко продвинулся в работе над заменой комплектующих изделий иностранного производства для «Полонеза» на отечественные.
На предприятии в кооперации со смежниками выполнен комплекс работ по созданию белорусских версий основных элементов РСЗО: пускового контейнера, управляемого реактивного снаряда (УРС) и системы управления реактивными боеприпасами. Система управления состоит из навигационного устройства, автопилота и рулевых приводов.
В соответствии с государственной программой специалисты ЗТЭМ выполняют опытно-конструкторские работы по разработке боевого снаряжения для УРС различных модификаций.
«Реализация данных проектов позволит выполнить поручения главы государства по максимальной локализации аппаратуры РСЗО и сформировать научно-технический и технологический задел для создания широкого спектра управляемого ракетного оружия», — отметили в Госкомвоенпроме.
Таким образом, опасения тех, кто видит в белорусском ВПК растущего конкурента на мировом рынке высокоточного оружия, выглядят далеко не напрасными. И продажу «Полонезов» Азербайджану можно считать в этом плане только первой ласточкой.
А плановая цифра оружейного экспорта в 2 миллиарда долларов, названная президентом, уже не выглядит нереальной.