Перед Павелецким вокзалом, одним из семи больших вокзалов Москвы, клиентов привлекают луженой глоткой. «Кому на автобус в Саратов?» — кричит жилистый, темноволосый мужчина с трехдневной щетиной. «Кому в Воронеж?» — вторит ему сосед. На рынке междугородних автобусных перевозок идет жестокая конкурентная борьба. Официально в России существуют 1 372 регулярных автобусных компаний, в 2015 году их было 2 400, но кризис и правовые нормы многих обанкротили или вынудили перейти на нелегальное положение.
Вскоре на этом рынке может появиться новый конкурент. Ежедневная газета «Коммерсант» сообщила, что «Фликсмобилити» (Flixmobility), материнское предприятие «Фликсбаса» (Flixbus), планирует совершить рывок в Россию. Автобусы мюнхенской компании ездят по дорогам уже 28 стран, в том числе Бельгии, Франции, Швейцарии и Австрии. В 2018 году «Фликсбас» начал работать и в США.
В Германии «Фликсбас» стартовал в 2012 году после либерализации рынка междугородних автобусных перевозок и за прошедшие годы вытеснил почти всех конкурентов. Даже «Дойче пост» (Deutsche Post) и «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bahn) отказались от междугородних автобусных перевозок. Сегодня «Фликсбас» доминирует на немецком рынке с долей почти в 95 %. Успешный стартап запустил и первые железнодорожные перевозки под названием «Фликстрейн».
Официально о выходе на российский рынок должно быть объявлено уже 21 февраля. Но пресс-служба компании на наш запрос пока ничего сообщить не смогла. И хотя у «Фликсбаса» уже есть русскоязычный сайт, но на нем еще нельзя забронировать билеты на поездки по России. Нет данных и о возможных маршрутах движения.
Особо привлекательными считаются автобусные маршруты, связывающие Москву с более или менее крупными городами в радиусе от 300 до 500 километров, особенно, если с ними нет железнодорожного сообщения. Этими маршрутами охотно пользуются мигранты-челноки и мелкие торговцы.
Как сообщает российская газета, «Фликсбас» предлагает автобусным компаниям следующую форму партнерства: концерн обязуется сам продавать как минимум 50% мест в автобусах, обучать водителей и оборудовать машины собственным программным обеспечением и техникой. За это «Фликсбас» хочет 30% прибыли. Договоры должны будут заключаться минимум на полтора года.
У самого «Фликсбаса» своих машин нет, он обслуживает только платформу для бронирования, занимается маркетингом и планированием маршрутов. Эту модель три мюнхенских основателя компании Андрэ Швэммляйн (Andre Schwämmlein), Даниэль Краусс (Daniel Krauss) и Йохен Энгерт (Jochen Engert) с успехом экспортировали во многие страны. Таким образом, «Фликсмобилити» не связывает капитал с дорогими машинами.
Однако «Фликсбас» привлек к себе в последнее время настолько сильное внимание, что такие немецкие инвесторы в стартапы, как «Рокет интернет» (Rocket Internet), навострили уши и сообщили о своем интересе к предприятию.
Слухи о выходе «Фликсбаса» на биржу
Вероятно, поэтому не планируется и выход компании на биржу, слухи о котором ходят уже некоторое время. Три основателя компании поговаривали о выпуске акций на биржу как об одной из возможностей, но всегда заверяли, что сами выходить из дела не собираются. Якобы произведенную недавно оценку стартапа от двух до двух с половиной миллиардов евро инсайдеры считают явно завышенной. После последней оценки капитала чуть более года назад «Фликсмобилити» поднялась в лигу «единорогов», то есть в группу компаний, оценивающихся приблизительно в один миллиард евро.
Но потенциальным пассажирам в России до этого мало дела. Они выиграют от прихода на рынок немецкой компании, считает транспортный аналитик Вячеслав Субботин. «Рынок находится в полулегальном состоянии. Часто оплата происходит наличными, без бухучета и квитанций, поэтому стопроцентной ответственности нет», — говорит он.
Как он сказал далее, если что-то происходит — а только в последние дни произошли две серьезные автобусные аварии с десятками пострадавших — то зачастую некого призвать к ответу. «Если же «Фликсбас» начнет работать в России, то появится хоть кто-то, кто будет нести ответственность и кого можно будет привлечь к ответу за плохое качество обслуживания», — считает Субботин.
А вот автобусные компании особой радости не испытывают. Как сообщается, некоторые крупные игроки уже отказались от сотрудничества. Президент объединения «Автобусные линии страны» Борис Лоран объяснил скепсис автомобильных компаний страхом перед монополизацией рынка. Он опасается, что «Фликсбас» займется демпингом. Однако другие эксперты указывают на то, что монополизация невозможна из-за законов. Но пока мюнхенский стартап официально даже не заявил о своем выходе на российский рынок.