«Мы с президентом Путиным обязательно заключим мирный договор». Сейчас эти слова премьера Абэ стали привычными. Тем не менее, если учесть внутриполитическую ситуацию в России, а также тактику президента Путина, при помощи которой он умело дразнит Японию, к сожалению, у меня возникают только следующие предположения. Энтузиазм премьера не только не будет реализован, а, наоборот, есть опасность, что он выйдет ему боком. Поясню.
«Аннексия Крыма подогрела патриотизм»
Во-первых, практически все россияне против того, чтобы вернуть Японии хотя бы один остров. Россияне потеряли уверенность в результате различных инцидентов, в которые была втянута Россия в 1990-е годы. В связи с этим у них появился комплекс крайней неполноценности.
Например, потеря восточных союзников, распад СССР, проигрыш России в холодной войне, укрепление американской гегемонии, активизация Китая и так далее. На этом мрачном фоне в 2014 году президент Путин успешно аннексировал украинский Крым.
Для большинства россиян это стало значимым достижением, которое с гордостью продемонстрировало влияние России на международной арене. Спустя долгие годы россияне ощутили патриотизм, в связи с чем они рукоплескали решимости своего президента. Разве может такой руководитель, который собственноручно расширил границы России, отдать другой стране территории? Если он сделает это, его обвинят в использовании двойных стандартов.
Действительно, в соответствии с результатами соцопросов, проведенных в России, 74 — 77% респондентов ответили, что «северные территории» не следует возвращать Японии. Не против возврата всего 14 — 17%. В Москве и на Сахалине прошли демонстрации против возврата Южных Курил. На некоторых плакатах даже было написано: «Вместо островов отдадим Японии Путина».
«Нет намерения отдать даже один остров»
Далее следует отметить, что сам президент Путин даже не помышляет о том, чтобы вернуть Японии хотя бы один остров. Он пошел в КГБ по собственному желанию. Что самое ценное для чекиста? Я не ошибусь, если отвечу, что самое святое — это территориальная целостность родины. Президент Путин заявлял, что не следует уступать ни миллиметра территории России. Когда Путин работал в КГБ в Дрездене, перед его глазами как карточный домик рухнула система Хонеккера.
В результате перестройки, гласности и новой дипломатии президента Горбачева сломалась система восточной Германии, которая считалась моделью социалистического общества и гордилась железобетонной сплоченностью. В результате восточная Германия отдалилась от СССР и объединилась с ФРГ. Более того, на родине Путина ожидал развал СССР, который сам он назвал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века.
Путин, испытавший на себе все это, лично подавил движение за независимость в Чечне. Кроме того, он считает, что его священная миссия заключается в возрождении мини-СССР, в связи с чем он с большим энтузиазмом отнесся к созданию Евразийского экономического союза.
В 2014 году Путин умело воспользовался смутой на Украине и успешно аннексировал Крым. Рейтинг российского лидера, до присоединения полуострова зависший на уровне 60%, взлетел до 80% после аннексии. Тем не менее после того, как в мае 2018 года Путин ушел на четвертый срок, его популярность вновь упала до 60%. Это результат недовольства и гнева россиян, вызванного повышением пенсионного возраста, ростом коммунальных платежей и так далее.
«Суть политики в отношении Японии — дразнить ее»
Итак, в чем же суть политики администрации Путина в отношении Японии? Если говорить коротко, то Россия постоянно дразнит Японию. Премьер Абэ будет находиться у власти до сентября 2021 года. Поскольку для того, чтобы заключить мирный договор с Россией, необходимо согласие японцев и ратификация в парламенте, необходимо достигнуть с президентом Путиным общего соглашения до встречи в верхах, которая пройдет на полях саммита G20 в июне этого года. Для Абэ это крайний срок.
При этом срок президентства Путина — до мая 2024 года. Это на два половиной года дольше, чем у Абэ. С учетом этого скорее всего Путин в этом году продолжит делать вид, что он готов к переговорам. Намерения России сблизиться с Японией очевидны: козырь в противоборстве с G7 и Китаем, проникновение в Азиатско-Тихоокеанский регион, получение от Японии экономической и технологической помощи.
Для того, чтобы достичь этих целей, Путин пользуется простой и понятной тактикой. Если говорить по-японски, он дразнит Японию запахом жареного угря. Смысл в том, чтобы длительное время получать от Японии все необходимое по максимуму.
Для премьера Абэ настало время как можно скорее обратить внимание на эту кремлевскую тактику и использовать ее против России.