Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

New Eastern Europe (Польша): выборы на Украине и противоречивая языковая политика

© AP Photo / Mykola Lazarenko/Presidential Press Service Pool Photo via APПрезидент Украины Петр Порошенко во время митинга
Президент Украины Петр Порошенко во время митинга
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Порошенко в ходе избирательной кампании делает сомнительные шаги, пытаясь привлечь на свою сторону ультранационалистов и используя в политических целях вопрос о языке. Такие действия явно противоречат демократическим ценностям, о приверженности которым Украина заявила после Майдана, подчеркивает автор статьи в «Нью истерн Юроп».

Стремительно приближается время проведения президентских выборов на Украине, запланированных на март 2019 года, и по этой причине вопросы, связанные с националистической политикой, приобретают дополнительную остроту. Недавно Порошенко подписал новый закон, в соответствии с которым среднее образование на Украине должно проходить исключительно на украинском языке.

Очевидно, что этот закон с учетом напряженных отношений Киева с Москвой из-за ситуации на Донбассе призван оказать поддержку украинскому языку и ограничить возможности русскоговорящих жителей страны. Однако, пытаясь укрепить позиции украинского языка, политики могут отдалить от себя не только русское меньшинство, но и другие группы населения, в том числе [проживающих на западе Украины] этнических венгров.

Каковы же сегодня настроения в обществе и как оно воспринимает напористые шаги Киева в этом направлении? Недавно у меня была возможность посетить Украину, где я встречался с политическими экспертами, с украиноговорящими жителями страны, а также представителями меньшинств, пытаясь составить представление по этому вопросу.

В свете предыдущих попыток расширения влияния русского языка на Украине действия Киева по реформированию своей политики в области языка представляются вполне понятными. В течение более двух столетий, а также уже в советский период, украинцев заставляли учить русский язык. Сегодня украиноговорящие люди составляют большинство в стране, а за ними следуют, соответственно, те украинские граждане, для которых родными языками являются русский, венгерский и румынский. Чтобы получить представление о «настроении на улице», я побеседовал с Геннадием Канищенко, бывшим владельцем кафе «Бар Барабан», которое находилось недалеко от площади Независимости.

Владелец этого бара вынужден был его закрыть, хотя раньше бар украшали граффити националистического толка, а для националистов и активистов Евромайдана он в течение многих лет был излюбленным местом встреч и застолий, сопровождавшихся распитием алкоголя. Канищенко, родным языком которого является украинский, рассуждает о парадоксах языковой динамики на Украине. По его словам, в течение столетий украинский язык находился в невыгодном положении, и даже сегодня его носители сталкиваются с проблемами. «Мы находимся в центре страны под названием Украина, — подчеркнул он, не скрывая своих эмоций, — и, тем не менее, когда я покупаю продукты в супермаркете и говорю по-украински, кассир смотрит на меня с ненавистью. Я вынужден переходить на русский, потому что он является более распространенным, и это просто какое-то безумие. Я не могу представить себе нечто подобное в любой другой стране».

Неоднозначная политика

Хотя подобного рода эмоции можно понять, реформирование языковой политики Украины является делом непростым и чреватым последствиями, особенно если учитывать революционные события Евромайдана 2013-2014 годов с их националистическими крайностями. В результате этой революции правительство отменило закон, разрешавший некоторым регионам использовать русский в качестве официального языка. Этот шаг подлил масла в огонь и стал одной из причин антиукраинских беспорядков на Донбассе, которые — при поддержке со стороны Москвы — даже приняли форму вооруженного мятежа.

Нельзя не заметить политической подоплеки в националистической позиции Порошенко, а также в подписании им упомянутого закона. Порошенко имеет крайне низкий уровень популярности, он не смог ликвидировать в стране коррупцию, не решил другие серьезные социальные проблемы, и именно поэтому он выбрал для своей предвыборной кампании лозунг «Язык, вера, армия». После подписания закона о языке Порошенко оказался под градом критики со стороны представителей украинских национальных меньшинств.

Как стало известно, Порошенко надеется на то, что ставка на ультранационалистическую стратегию в своей предвыборной кампании позволит ему пройти во второй тур. Однако открытым остается вопрос относительно ответной реакции на стратегию, которая еще больше обостряет этнический конфликт. Алексей Якубин, политолог и старший преподаватель Киевского политехнического института, сказал мне, что национализм Порошенко может спровоцировать «русофобию». Помимо поддержки украинского языка, Порошенко также заявил о том, что Русская православная церковь представляет собой «пятую колонну».

Проблема с точки зрения венгров

Для получения более полного представления о политике в области языка я поехал на западную Украину, где живут не только украинцы, но и представители венгерского меньшинства. В некоторых районах многие венгерские дети, проходившие обучение в школе на венгерском языке, не могут продемонстрировать хорошее знание украинского языка — более 75% учеников не в состоянии сдать выпускной экзамен по украинскому языку. Чтобы еще лучше познакомиться с точкой зрения представителей венгерского меньшинства, я направился в Ужгород и встретился там с Зитой Батори, этнической венгеркой и преподавателем социологии Ужгородского национального университета.

Наша беседа проходила в местном кафе, и Батори рассказала мне о том, что в детском и юношеском возрасте она испытывала некоторые проблемы из-за того, что ее родной язык — венгерский. Хотя в школе в советский период она училась очень хорошо, уже в университете она столкнулась со сложностями, поскольку нужно было хорошо знать украинский язык, который она раньше никогда не учила. «Если вы не можете быстро ответить на вопрос, то люди могут подумать, что вы глупый или недостаточно развитый человек», — сказала она. К счастью, Батори знала русский, и это помогало.

Разумеется, моя собеседница подчеркнула, что она против российской агрессии в Крыму и на Донбассе. Тем не менее, по ее словам, «люди вполне могут быть образцовыми украинцами и при этом говорить по-русски». Судя по всему, Батори понимает, что языковая политика, вероятно, направлена против тех, кто говорит по-русски, а не по-венгерски, однако обе эти группы могут в итоге оказаться на обочине. В результате она поддерживает критику закона о языке со стороны представителей ее сообщества. «Я не уверена, что это хорошая идея. Я все еще думаю по-венгерски и даже считаю на моем родном языке», — сказала она.

Кроме того, Батори полагает, что по чисто практическим причинам новую языковую политику вряд ли удастся реализовать. Ее дети хорошо учатся, но она не намерена отправлять их слишком далеко от Ужгорода. Что сделает мать, столкнувшись с непростым выбором — направить детей на обучение в университет в Киеве, который находится в 800 километрах от Ужгорода, или в Будапешт, до которого 350 километров? «Послушайте, я согласна с тем, что все должны говорить по-украински, но это не должно означать, что вы не можете получить среднее образование на венгерском», — сказала она. «Я не знаю, понимает ли кто-нибудь из украинских политиков, что они делают с нами. Я не думаю, что это кого-то беспокоит», — добавила она мрачно.

Воспитание новой национальной идентичности

Кроме того, активно внедряя новый закон о языке, Киев отдаляет от себя экспертов западного политического истеблишмента. Так, например, Атлантический совет в своем заявлении отметил, что «во время войны политики должны фокусировать свое внимание на продвижении таких гражданских добродетелей как демократия, интеграция в Евросоюз, верховенство закона и толерантность — это именно те вещи, с которыми граждане теоретически могут себя идентифицировать, в отличие от плохо продуманных попыток разделить и раздробить население ради краткосрочных электоральных целей». К этой критике присоединяются и другие занимающиеся наблюдением организации, которые считают, что принятый на Украине закон о языке «поднимает вопрос о дискриминации».

А какой страной пытается стать Украина? Может быть, Киеву следует принять закон, который бы в большей степени отражал мультиэтнический характер сраны, вместо того чтобы пытаться ассоциировать национальную идентичность граждан с языком, на которым они говорят? По крайней мере, такое впечатление сложилось у меня во время беседы с Денисом Пилашом (Denis Pilash), ветераном Майдана и одним из редакторов издающегося в Киеве журнала Спильне/Commons Journal.

Как и Батори, Пилаш родился в Ужгороде, он считает себя русином, хотя у него имеются также венгерские, хорватские и, возможно, даже немецкие, татарские и еврейские корни. Пилаш говорит по-украински или по-русски со своими друзьями в Киеве, тогда как дома с членами своей семьи он общается на русинском языке (для ровного счета следует сказать, что он говорит и по-венгерски). Несмотря на свои столь разнообразные корни, он называет себя просто «интернационалистом».

По мнению Пилаша, «этнический вопрос» нужно обсуждать в ходе избирательной кампании, но «делать это следует иначе, потому что сейчас он используется для поиска сепаратизма, для обвинения людей или для обнаружения так называемых пособников российской агрессии. Дискуссии должны быть сосредоточены на создании более инклюзивного и плюралистического общества, в котором равные права будут иметь люди, говорящие по-русски, по-венгерски, а также на других языках».

Николас Козлофф живет и работает в Нью-Йорке. Его статьи публикуются в таких изданиях как Al Jazeera, Huffington Post и Monde Diplomatique. В последние четыре года он много пишет об ухудшении отношений между Востоком и Западом, а также о политическом кризисе на Украине.

 

Обсуждение
Комментариев: 27
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
МужикКакойта
13 февраля 2019, 00:55
Я уже старый совсем стал. За сороковник перевалило. Так вот, подруга дочки тем летом в Карпатах отдыхала. Там по материной линии. Говорит, что все разговаривают по-русски. А когда узнавали что москвичка, так сразу оправдываются. Мол не поедаем мы детишек. А отношение такое становилась, что даже уже не прилично становилось от внимания. Завёт свою подругу на следующий год. Но, я наверное не отпущу. Надо верить официальной версии, что там происходит.
zwaan
13 февраля 2019, 01:25
Боже мой, так Вы оказывается практически несовершеннолетний ко всему прочему! Объясняет многое... Не тревожтесь, пройдёт со временем.
МужикКакойта
13 февраля 2019, 01:32
zwaan, Ого?! У меня дочь совершеннолетняя в том году стала с золотой медалью и красным дипломом. А я чет разочаровался. Так хотелось, чтоб она всегда маленькой была..
За Гуманизм
13 февраля 2019, 01:44
МужикКакойта, МужикКакойта, ..."Я уже старый совсем стал. За сороковник перевалило..." не позорь род мужской ..ровесничек..бросай курить вставай на лыжу .. навеяло вот... "Нам в детстве было некогда болеть, Веселою гурьбой катались с горок. Нам так хотелось быстро повзрослеть, А старики - все те,кому за сорок... ...былая детвора вступила в жизнь, На пальцах кольца обручальные блестят. И годы вереницей понеслись, А старики - кому за шестьдесят... ....Самим под пятьдесят...Идут года... Вопросы жизнь решает очень просто. Плевать на возраст,это ерунда, Ведь старость где-то там ...за девяносто.."
zwaan
13 февраля 2019, 02:05
МужикКакойта, что и требовалось доказать. Люди предаются детопроизводству только пока сами еще являются детьми. По настоящему взрослые ни за что не позволят себе такой безответственности ...
1
1971volf
13 февраля 2019, 02:59
МужикКакойта, Брешешь. В Карпатах в 1989 году если по-русски говоришь - продавцы в магазинах делали вид, что не понимают. Напомню - ещё Советский Союз был жив.
l
ldv64
13 февраля 2019, 12:29
1971volf, Вы не путайте Карпаты и Закарпатье. Вот в Ужгороде (Закарпатье) нациков крайне мало.
diolymmyloid
13 февраля 2019, 10:24
МужикКакойта, ...в том году стала с золотой медалью и красным дипломом. = = = = = То есть одновременно закончила и школу и ВУЗ. Смешно. Хотя теперь понятно, в кого ты такой талантливый.
в
викторвиктор
13 февраля 2019, 10:37
МужикКакойта, Вы вообще не старый!))
A
Alexxandro
13 февраля 2019, 14:45
МужикКакойта, а ваш кумир душка-адольф вообще был вегетарианцем и очень любил животных и детей - а еще рисовал акварели...
За Гуманизм
13 февраля 2019, 01:10
по тексту..:"Порошенко также заявил о том, что Русская православная церковь представляет собой «пятую колонну». ...навеяло.. ..Прости их, Господи! Очисти ихни речи… Огнём из жертвенника уст людей коснись! Язык их, Господи, да будет безупречен, Чтоб воды сладкие из этих уст лились! ..Прости их, Господи! Очисти ихни души… Желанья грязные из сердца убери! Дай в каждой мысли быть Тебе послушным, Жизнь истиной святою озари!
lutik
13 февраля 2019, 01:10
Правильно - верь, мужик. А что все там по-русски разговаривают - это естественно.Просто его ещё не успели испортить до "мовы".
afanasevshirocov
13 февраля 2019, 02:43
... Вот, 31-го марта выборы. Миллионы потенциальных избирателей из Нэзалэжной решением Киева лишены возможности проголосовать. ... Но что-то я не слышу о желании самих громодян, находящихся в РФ, самоорганизоваться и выступить с протестом, с желанием зафиксировать своё гражданское мнение, свой голос? (Им, ведь, никто в Московии не угрожает? Не запугивает? ... Верно?) ... Или опять "хитроумнейшая" хохляцкая позиция ОТСИДЕТЬСЯ В СТОРОНКЕ: пусть, мол, другие каблуки стаптывают... Пока такое будет продолжаться Новороссия и Малороссия будут катиться к новой Руине. Определённо.
afanasevshirocov
13 февраля 2019, 04:55
К глубочайшему сожалению, холопская психология малороссов (когда им дают право "избирать" ) ВСЕГДА предпочитает ничтожество, трусов, жополизов и паяцев. "Шоб били таки, як ми, гарны украиньци!" Такие же мелкие, воспринимающие большой мир в масштабе своей бахчи и курятника .... Потому всегда у них на выборах выходит некий обсёр, провал... Ну, не доходит до их несклонных к анализу кавунов, что правителем может быть только человек с существенным управленческим опытом, властным характером и - хорошим правителем! - моральным, нравственным патриотом! .... Нельзя быть "патриотом" хлева, на котором кособоко висит вывеска "дэржава" жалкие 27 лет.
саныч
13 февраля 2019, 06:09
Немецкий учёный Петер Симон Паллас в 1787—1789 издал «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницей Всевысочайшей особы» в 2 томах. Там "украинский язык" характеризуется так: Малороссийское наречие мало отлично и само по себе есть ни что иное, как российское на польский образец примененное
Чайников
13 февраля 2019, 07:54
Оригинала на сайте нет: Page not found. Видимо, автор отклонился от генеральной линии партии, а статью удалили как сурковскую пропаганду и фейк ньюс.
s
scorpio111155
13 февраля 2019, 08:16
Лучшего подарка для "просвещённой" Европы, чем нынешняя Украина и придумать сложно. Лукавые европейцы и их вашингтонские хозяева замутили хаос и планировали повесить эту развалины на шею России. Не получилось. Теперь этот чемодан без ручки - проблема Европы.
Владимир Владимирович
13 февраля 2019, 08:31
А какой страной пытается стать Украина? ------- Никакой. Все попытки американцев сделать из Украины страну сталкиваются со стеной природной тупости украинцев. Вместо того чтобы объединить украинцев, Педро АвтоФекальный разделил их по языку и вере... Западные ценности не уважает, советские выкинул ... Это тупик.
в
викторвиктор
13 февраля 2019, 10:43
Владимир Владимирович, в корне не согласен! Никакой природной тупости ни у кого не бывает. Что за детский лепет. Вообще большой разницы между русскими и украинцами нет. И быть не может, так как мы один народ.
Владимир Владимирович
13 февраля 2019, 10:49
викторвиктор, те украинцы, которых америкозы поставили править Украиной, - это смесь поляков и румын, к русским никакого отношения не имеют... Неужели русские , по-вашему, будут кричать "москаляку на гиляку" ?
Глаголящий Русич
13 февраля 2019, 12:08
Владимир Владимирович, так бывает в гражданской войне. Русские уже убивали друг друга люто ненавидя, одни белогвардейских империалистов, другие краснопузых большевиков.
glotov
13 февраля 2019, 10:33
"Судя по всему, Батори понимает, что языковая политика, вероятно, направлена против тех, кто говорит по-русски, а не по-венгерски, однако..." Журналюга даже не замечает, что позволяет себе фашистские высказывания.
a
aswan37
13 февраля 2019, 12:13
коробка передач = скринька перепихунців
afanasevshirocov
13 февраля 2019, 13:33
Меня спрашивают, а как реально можно провести неподконтрольное Киеву общественное голосование по выборам президента Едино-Украинской дэржавы на территориях приграничных областей РФ, Москвы, СПб, российских городов-миллионников? Только не путайте скакание на киевском майдане с демократической процедурой... 1) Создать общественный комитет громодян, работающих в России, - 2) выдвинуть инициативу провести неподконтрольное Киеву голосование по списку 44-х кандидатов в президенты Нэзалэжной + свои, народные кандидаты, - 3) составить списки избирателей с укр.паспортами - 4) провести оное голосование и зафиксировать его результаты (Заняться этим мог бы мелькающий на ТВ-экранах Комитет спасения Украины во главе с Азаровым - первое реальное для них дело за 5 лет свидомого господства на Днепре). А результат? Весь мир бы увидел (и Россия прежде всего!) сколь приемлют громодяне свидомый режим, сколь лояльно-дружественно относятся они к восточному соседу (учитывая, что подавляющее большинство укрокандидатов на просторах Нэзалэжной распинаются в нелюбви к России). ... Заламывать театрально руки, скандировать кричалки, скакать, "демократично" бить морды - пусть этим они занимаются у себя в Киеве и Львове.
GreyCat
13 февраля 2019, 14:41
Проблема с точки зрения венгров -------- Ну дап. Они же вторые по численности после украинцев.
A
Alexxandro
13 февраля 2019, 14:46
А какой страной пытается стать Украина? - а руина не пытается стать чем-то, руина старается перестать быть.
aleksey.somov.00
13 февраля 2019, 17:06
Что за бред ,что за статья? какие трудности между Украинским и Русским языком? почему всякие опросы проводятся в западной части и в Киеве? почему не поехать в центральную и восточную Украину? приезжайте в Днепр и Днепродзержинск и посмотрите как мы общаемся, продавец на Укр покупатель на русском и прекрасно понимаем друг друга , никаких озлобленных взглядов нет.. какую-то ерунду пропаганду тут написали.. надоели уже со своим враньем . Сегодня украиноговорящие люди составляют большинство в стране? серьезно?откуда это вообще? западная часть Украины это по вашему вся страна ? а как же остальные города? как раз таки на Украинском говорит меньшинство...одно вранье кругом!!жду в гости город Днепродзержинск-Каменское ,если что родина Брежнева и живу рядом с его домом!!!!!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем