Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина: после раскола — религиозные судороги (Le Monde, Франция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Порядка 300 приходов вышли из-под крыла Москвы после признания независимости украинской православной церкви 6 января. Большая часть перемен затронула центральные регионы. Автокефалия позволяет привлечь новых верующих и превращает Украину в новую линию фронта, где религиозное противостояние становится новым проявлением политического конфликта, пишет обозреватель «Монд» Бенуа Виткин.

Сначала было настоящее геополитическое потрясение, связанное с решением Константинопольского патриархата признать независимость Украинской православной церкви или ее автокефалию, как звучит официальное понятие. Этим оформленным 6 января шагом патриарх Константинопольский, «первый среди равных», положил конец трехвековому подчинению украинского православия Москве.

Легитимация Киевского патриархата, который вбирает в себя бывшую автокефальную церковь и теперь называется «Православная церковь Украины», породила глубокий раскол в православном мире, в частности между Константинополем и Москвой (та опасается потерять историческую украинскую колыбель). Решение Константинополя дало о себе знать в каждой деревне, как на востоке, так и западе страны, отражая недавние перемены в украинской идентичности и ускоренное, пусть и болезненное формирование национального государства.

Созданный в 1992 году после провозглашения независимости Украины Киевский патриархат сам стал плодом раскола с Москвой и существовал с тех пор без признания другими церквями. Автокефалия позволяет ему рассчитывать на привлечение новых верующих и превращает Украину в новую линию фронта, где религиозное противостояние становится новым проявлением политического конфликта в той же степени, что и языковой вопрос.

На старте у Московского патриархата имеется большое преимущество: 12 500 приходов против порядка 5 500 у Киева. Как бы то ни было, с начала января около 150 приходов решили сменить принадлежность и присоединились к Киеву. Эта тенденция, судя по всему, только усилится: возглавляемая митрополитом Епифанием Православная церковь Украины существует в новой юридической форме лишь с 31 января.

Медленные перемены

Так поступили прихожане Свято-Гавриловской церкви в поселке Десна (6 000 жителей) в Черниговской области. Они обратились с такой просьбой к священнику в конце января. Отец Ярослав провел голосование: 92 «за» и всего четыре «против». «У всех православных стран есть свои церкви, чем мы хуже?— говорит 55-летняя Валентина Кравченко. — Мы подумывали об этом и раньше, но нам было страшно присоединяться к непризнанной церкви».

Недавние события стали результатом неторопливых перемен, как в политике, так и самосознании. Старые разногласия между Киевом и Москвой вышли на новый уровень с революцией на Майдане в 2014 году. Киевский патриархат тогда поддержал протестующих, а Московский (он отстаивает идею единой славянской культуры Белоруссии, России и Украины) не был готов встать на сторону вспыхнувшего на баррикадах в Киеве национального порыва.

Аннексия Крыма весной 2014 года и война в Донбассе, в которой Москва принимает участие скрытым образом, расширили разлом. С 2014 года вопреки устоявшейся практике верующие Десны и их священник перестали упоминать в молитвах патриарха Московского Кирилла в конце службы. Вместо этого они молились за украинскую армию и государство.

«37 местных молодых парней погибли на фронте в Донбассе, и мы просто не могли сохранять связи с Москвой, молиться за Кирилла, — говорит 44-летняя Алена Корсак, мать солдата. — За Кирилла, который без конца появляется с Владимиром Путиным и представляет все как религиозный конфликт, гражданскую войну…» «Несогласные вернутся, — считает другая прихожанка. — Все будет идти медленно, без фанатизма. Еще 20 лет назад здесь не было украинской школы. Все меняется».

Большая часть перемен затронула центральные регионы. На более националистическом и консервативном западе им сопротивляются. В расположенном во все той же Черниговской области Моровске царит безразличие. В этой погребенной под снегом деревне с населением в 200 человек церковь возвышается над обшарпанными деревянными избами. Все пришло в упадок. Отец Владимир там выживает лишь тем, что выращивает кур, и не хочет, чтобы «политика лезла в веру». Один из жителей называет все «происками сволочи Порошенко».

«Армия, вера, язык»

Президент Украины Петр Порошенко сыграл ключевую роль в получении «томоса», то есть документа о предоставлении автокефалии Киеву. С такой же просьбой выступали все его предшественники за исключением смещенного в 2014 году пророссийского Виктора Януковича. Он же пустил в ход все силы, чтобы получить согласие… и попытаться извлечь их него максимум политической выгоды. Он еще с осени запустил свою кампанию перед мартовскими президентскими выборами под лозунгом «Армия, вера, язык».

После решения Константинополя он отправился в турне по Украине (критики окрестили его «томос-тур»), чтобы похвастаться успехом, который он представлял как элемент национальной безопасности. Дошло до карикатуры: в ответ на вопрос зеваки по поводу коррупции в Черкасской области президент посоветовал «российскому провокатору» отправиться в церковь и молить Бога о прощении.

Московские иерархи в свою очередь считают, что религиозные преобразования сопровождаются напряженностью на местах: украденные иконы, поврежденные храмы… 28 января двух человек осудили за попытку поджечь монастырь Московского патриархата в Киеве. Кроме того, в Москве рассматривают смену принадлежности приходов как «экспроприацию». «Порядка 85% переходов спорны», — говорит архиепископ Климент, глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Священник находится в Киево-Печерской лавре, самом знаменитом центре украинского православия, который все еще находится в руках Москвы. Он говорит о деревнях, где светские власти вмешиваются в процесс и где появились националистический группы, чтобы надавить на прихожан. Параллельно с этим украинские власти обязывают Украинскую православную церковь Московского патриархата официально добавить в название слово «русский». Митрополит Иларион сравнил это с ношением евреями желтой звезды во время войны. «Только благодаря Богу мы все еще живы в этой стране, — с пафосом говорит Климент. — Все нападки на нас несправедливы. Нас объединяет с Москвой только духовная, а не политическая или организационная связь».

Закон о смене принадлежности

На самом деле большинство случаев, которые упоминались Москвой и были рассмотрены украинскими СМИ, оказались фальшивками или преувеличением. Украинские власти тоже недовольны эксцессами. Как отмечает советник Порошенко Ростислав Павленко (именно он вел переговоры с Константинополем), «гораздо сложнее помешать смене, чем насадить ее». В свою очередь он называет случаи, когда объявившие о желании перейти на сторону Киева священники и епископы были вынуждены отказаться от этого из-за давления.

Чтобы не допустить «кровавой бани», как выразился Порошенко, парламент принял 17 января закон с правилами смены принадлежности. Как следует из его текста, решение должно быть принято двумя третями верующих, а у меньшинства остается право найти другой храм или договориться о совместном использовании.

Но закон не решил всех проблем. В поселке Оленовка верные Московскому патриархату меньшинства (около десяти престарелых женщин) ушли в церковь в соседнем селе вслед за отцом Александром, который считает себя представителем «единственной настоящей церкви» и подал иск о «незаконном захвате» его храма. По его словам, верующие плохо поняли заданный вопрос на голосовании 15 января. Кроме того, там присутствовали люди в форме, которые запугивали прихожан.

Что касается людей в форме, ими были три жителя деревни, которые воевали в Донбассе, но нечасто бывают в церкви. Они подняли этот вопрос и привлекли на свою сторону 37 человек. «Эта церковь была построена нашими дедами, — говорит Леонид Дзюба, отец одного из них. — При коммунизме мы, еще детьми, ходили сюда в школу. Поэтому она принадлежит не Московскому патриархату, а нам, свободному поселку». За пять лет после начала войны он перестал ходить в церковь и молится дома.