Европейские правительства годами предостерегают от чрезмерной зависимости от российских энергоносителей. Российское же руководство всеми возможными мерами подтачивает положение Европы, заявил недавно председатель Европейского Совета Дональд Туск.
Во вторник вечером российский газ стал главной темой на повестке дня в Брюсселе, где переговорщики собрались обсудить новые правила ЕС, которые, как ожидается, ужесточат требования к новому российскому газопроводу в Балтийском море. Планируется, что по трубопроводу «Северный поток — 2», которой пройдет вблизи острова Борнхольм, российский газ пойдет уже в конце этого года.
Однако, вопреки поставленной цели снизить зависимость, ситуация в реальном мире движется в прямо противоположную сторону. Новые данные экспортера-монополиста Газпрома гласят, что европейские закупки российского газа лишь растут.
К концу 2018 года российский экспорт впервые превысил 200 миллиардов кубометров в год. Таким образом, экспорт российского газа резко идет вверх четвертый год подряд. Начиная с 2014 года потребление российского газа в Европе увеличилось на четверть.
Как явствует из цифр Газпрома, растут закупки российского газа и в Дании. В январе 2019 года Дания приобрела на 21% больше газа, чем в прошлом году. Всего же доля российского газа в суммарном потреблении в Европе составляет 34% (против 31% в 2015).
Такой поворот событий идет вразрез с заявленными целями ЕС по снижению зависимости от таких стран, как Россия. В своем отчете за прошлый год Комиссия ЕС подчеркнула, что сокращение зависимости от отдельно взятых поставщиков — «ключевой приоритет» Европейского энергетического союза.
Российская газовая магистраль в Германию
Члена Европейского парламента от датской партии «Радикальная Венстре» Мортена Хельвега Петерсена (Morten Helveg Petersen), принимавшего участие в переговорах по новым газовым правилам, эти цифры только злят.
«Мы идем явно не в ту сторону. Энергетический союз замышлялся как раз для того, чтобы препятствовать росту импорта энергии из путинской России. Со строительством российской газовой магистрали в Германию эти цифры точно не снизятся», — считает Петерсен.
Йеппе Кофод (Jeppe Kofod), председатель датских социал-демократов в Парламенте Европы, также сетует, что реальное положение дел никак не соответствует амбициям Евросоюза.
Новые данные по экспорту омрачают даже временную победу, которую противники «Северного потока — 2» одержали на прошлой неделе. Германии, крупнейшему покровителю газопровода, пришлось согласиться на ужесточенные требования, после того как Франция неожиданно переметнулась в стан критиков.
Во вторник вечером и ночью представители ЕС согласовывали окончательную формулировку так называемой новой Газовой директивы. На момент написания статьи переговоры еще продолжались. Ожидается компромисс, который предполагает, что новые внутренние правила ЕС коснутся и российского трубопровода в Балтийском море.
Таким образом, Газпром может столкнуться с требованием зарезервировать часть мощностей для других поставщиков и обеспечить регуляцию цен. Возможно, придется даже согласиться на разделение функций поставщика и оператора.
Это значит, что к мнению Польши, Украины и Прибалтики прислушались. А они давно предупреждают, что «Северный поток — 2» грозит сделать Украину и другие страны мишенью не только для российского давления, но даже для возобновления агрессии на востоке.
Однако не стоит ждать, что Газпром сдастся без боя. В худшем случае вмешательство закончится пирровой победой, предупреждает аналитик из Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава (Katja Yafimava).
«У Газпрома имеются крепкие основания опротестовать решение, ведь речь идет о новых правилах для проекта, который уже давно запущен», — объясняет она.
Давление на Данию растет
Наконец, компромисс в Брюсселе скажется и на двусмысленной позиции Дании по вопросу «Северного потока — 2». Пока Копенгаген на российскую заявку на строительство в датских водах близ острова Борнхольм не ответил ни «да», ни «нет». Вместо этого правительство настаивает на выработке единой европейской позиции — чтобы ни одной стране не пришлось в одиночку принимать решения, судьбоносные для всего континента.
«Теперь Дании гораздо проще дать согласие, потому что после недавних событий ожидается как раз „единая позиция"», — комментирует Катя Яфимава.
Однако Дании от этого не легче — перед страной по-прежнему стоит дилемма, считает Ханс Моуритсен (Hans Mouritzen), старший научный сотрудник Датского института международных исследований. Дания все равно рискует навлечь на себя гнев либо России, либо США, смотря в чью пользу проголосует.
«От этого давление на Данию лишь растет. Можно сказать, что у нас больше нет повода оттягивать решение», — считает Моуритсен.
Датский партнер Газпрома, энергетическая компания «Эрстед» (Ørsted), точных данных по импорту из России привести не смогла. По словам «Эрстед», российский газ перепродается другим европейским энергетическим компаниям.
Кто есть кто в газовом споре
Дания — последняя страна балтийского региона, которая до сих пор не дала согласия на строительство газопровода в своих водах. Если Дания скажет «да», обидятся Польша, Прибалтика и США. Если «нет» — есть риск поссориться с Россией (и частично Германией). К тому же у России уже есть альтернативный маршрут в обход Борнхольма.
Ангела Меркель склонна приуменьшать значение российского газа для безопасности. Немецкое правительство подчеркивает, что проект носит исключительно коммерческий, а не политический характер. Ожидается, что спрос на газ в Германии будет лишь расти, ведь одним из приоритетов страны числится отказ от угля к 2038 году.
Ко всеобщему удивлению правительство Эммануэля Макрона сменило курс и поддержало европейский законопроект, который осложнит Газпрому строительство трубопровода. Как стало известно из анонимных источников, Франция теперь разделяет опасения Польши и Прибалтики, что Евросоюз становится все более зависимым от российского газа.
Дональд Трамп и США неоднократно призывали Евросоюз не впадать в зависимость от российского газа. По их мнению, это раболепие перед Путиным. Если «Северный поток — 2» получит окончательное одобрение, американцы грозят жесткими экономическими санкциями, которые коснутся ряда европейских отраслей. У США в регионе собственные интересы: страна намерена наладить в ЕС поставки сжиженного газа.
Украину новый газопровод сделает более уязвимой перед лицом вымогательств большого восточного соседа, предупреждают политики. Когда Россия будет избавлена от необходимости качать газ через Украину, Кремль получит еще один рычаг для военного давления на восточную часть этой страны.
У Владимира Путина в Кремле есть повод с радостью потирать руки: экспорт в Европу растет и достиг рекордных отметок. В то же время внимание России обращено в сторону Дании, которой еще лишь предстоит определиться насчет газопровода. Проволочки со строительством России дорого обойдутся.