Выступление Дональда Туска (Donald Tusk) в Верховной раде вызвало всеобщее воодушевление. Уже давно ни один настолько важный политик, как председатель Европейского совета, один из лидеров объединенной Европы, с которой связано так много мечтаний, не обращался к украинцам настолько искренне.
Туск напомнил об идеалах Майдана, на котором пять лет назад утром 20 февраля снайперы застрелили 75 демонстрантов, и сказал, как важна честность власти. Этого уставшим от коррупции и олигархов украинцам не нужно было повторять дважды. Важно, что они услышали такую фразу от человека со стороны и совершенно справедливо сочли ее упреком в адрес украинских политиков.
Жители Украины жадно ловят каждое доброе и важное слово, звучащее с Запада, поскольку от сотрясания воздуха, которым занимаются их собственные политики, они успели устать. Это чувство усилилось особенно сейчас во время напряженной кампании, предваряющей намеченные на 31 марта президентские выборы. Украинцы слышат склоняющиеся на все лады слова «реформы», «Европа», «война». При этом практически все политики говорят о наследии «революции достоинства».
Как же выглядят итоги прошедшей «пятилетки»? В Киеве в годовщину кровавой бойни на Майдане выступил лидер ЕС. Украина подписала соглашения об ассоциации с Евросоюзом и о свободной торговле (УВЗСТ). Появился также целый ряд других, менее важных договоров. Киев получил вырванную в тяжелых боях с пророссийскими лоббистами в Европе помощь в войне с Россией — пакет антироссийских санкций. И, наконец, возможно, запоздалую и минимальную, но важную поддержку в сфере безопасности: благодаря натовским ноу-хау, совместным тренировочным программам и американскому содействию украинская армия более или менее встала на ноги. Кроме того, украинцы могут сейчас ездить работать в некоторые страны ЕС (в первую очередь в Польшу), не оформляя виз.
Мало? Для пяти лет борьбы за разворот к Западу, возможно, и мало. Тем более что отрицательный баланс выглядит впечатляюще. Утрата Крыма и Донбасса, кровавая война, перспектива экономического коллапса, сдержать который удается лишь благодаря вливанию средств международных финансовых организаций, — это лишь самые заметные и очевидные проблемы. Такие вещи, как усиление роли олигархов, вездесущая коррупция или теневая экономика, не в счет, ведь они были всегда. Майдан должен был изменить ситуацию, но, пожалуй, только самые большие оптимисты верили, что это удастся сделать быстро и легко. У президентской администрации на Банковой улице, правда, развевается флаг ЕС, но это не имеет значения: Украина остается в зале ожидания, хуже того, в его самом дальнем углу, а за стеной продолжает бесноваться абсолютно непредсказуемый сосед, который только и ищет удобного случая, чтобы затеять новую драку.
Олигархическому классу они, конечно, не нужны, ведь он управляет политикой благодаря деньгам, а получить деньги ему позволяют монополии, ревностно защищающие рынок от конкурентов. Плохие непрозрачные законы, а также засилье бюрократии создают условия для процветания коррупции, так что олигархи стараются законсервировать существующую систему.
Однако подавляющему числу украинцев такая система надоела. Высокий рейтинг претендующего на президентский пост комика Владимира Зеленского свидетельствует как раз об усталости и раздражении. За него хотят голосовать те, кто сильнее всего разочаровался в политиках. К счастью, большинство этих избирателей, вероятно, в день выборов останется дома, так что первое место артиста в опросах вряд ли свидетельствует о том, что он действительно станет победителем.
В любом случае популярность популистов и Зеленского — это предупредительный звоночек для украинской политической элиты. В первую очередь начеку следует быть Порошенко: Майдан дал ему власть, но он же может ее и отобрать.
Пока ничто не предвещает новых массовых протестов и бунтов. Пять лет назад, когда начал рассеиваться дым от горящих покрышек и ослабевать боль после кровавой бойни в центре столицы, зародилась новая надежда. Янукович бежал, революция одержала победу. Тогда, несмотря на опасения, что в ситуацию может вмешаться Россия, Киев был полон надежд на лучшее будущее. К счастью, революция быстро изменила свой характер, превратившись в эволюцию.
Мы не увидели типичных для постреволюционного периода потрясений, пожирания революцией своих детей, периода хаоса. Националисты, радикалы с Майдана растворились где-то в гуще фракционной борьбы на периферии политической сцены и лишь изредка напоминают о себе, не оказывая существенного воздействия на жизнь страны. Украинцам удалось сохранить демократическую систему. Она осталась настолько крепкой, что допускающий некоторые злоупотребления лагерь Порошенко не изменил законы так, чтобы они гарантировали ему победу на выборах. Наоборот, смена лидера остается вполне вероятной.
За пять лет мучительной эволюции Украина, даже потерпев серьезные потери, смогла уберечь себя и от России, и от утраты идеалов, защищая которые, пять лет назад сотни молодых людей пошли с голыми руками на снайперов.