ЛИГА.net: Как вы относитесь к плану спецпредставителя ОБСЕ в Украине Мартина Сайдика по разрешению конфликта на Донбассе?
Андерс Фог Расмуссен: О каком плане идет речь?
— Это документ предлагает совместить мандат ОБСЕ и ООН в одну структуру, провести местные выборы под наблюдением этой структуры. Если коротко.
— Я о нем не слышал. Скажу так, что единственный путь прекратить войну в Донбассе — это развернуть миротворческую миссию с мандатом ООН. Это даст ей надежность в контроле границы между РФ и Украиной до тех пор, пока ваши страны не заключат окончательное соглашение по урегулированию.
— Вторым минским соглашениям в этом месяце исполняется четыре года. В Украине популярно мнение, что процесс никуда не движется.
— Да, это правда. Никакого прогресса нет. Главная загвоздка в том, что Украина не может выполнить часть своих политических обязательств минских договоренностей (внести в конституцию автономный статус Донбасса и провести выборы на оккупированных территориях, — прим. ред.) без введения миротворческой миссии. Эта миссия могла бы стать предохранителем от того, что РФ не обманет и не оставит свои войска в Украине. Пока не вижу возможности, как реализовать минские соглашения при такой ситуации.
— Наверное, нет. Вижу путь только через миротворческую миссию ООН. Это мое предложение. Я думаю, что понадобится, как минимум 20 тысяч международных войск для того, чтобы контролировать происходящее в Донбассе.
— Что вы думаете о новых санкциях против России?
— Поддерживаю новые санкции (на следующий день Евросоюз ввел санкции против России за агрессию в Азове, — прим. ред.). И думаю, что Европейский союз поступил правильно, введя персональные санкции в ответ на отравление (Скрипалей — прим. ред.) в Великобритании.
— О «Северном потоке — 2». Его запуск может иметь разрушительные последствия для экономики Украины.
— Да, но он точно не убьет экономику. Конечно, будут некоторые потери. Самое главное, что нужно отметить: России не нужен «Северный поток — 2», как коммерческий проект — это исключительно политика. РФ намерена сохранить европейскую зависимость от импортируемого российского газа. В условиях, когда есть санкции против России, «Северный поток — 2» может стать инструментом влияния против санкций.
— В Германии понимают, что новый трубопровод подрывает украинскую экономику?
— Да, конечно. Ангела Меркель пообещала помощь Украине. Мое понимание ситуации состоит в том, что если часть транзита российского газа будет по-прежнему проходить через Украину, то в будущем русские могут прекратить поставки газа через вас в любое время. Нет никаких гарантий. Неприятные сюрпризы могут подстерегать вашу экономику постоянно. Поэтому я думаю, что мы должны убеждать сторонников «Северного потока — 2» в замораживании проекта.
Европа должна принять решение, которое заставит Россию соблюдать энергетические директивы ЕС, но я обеспокоен тем, что немцы не остановят проект, а только они в состоянии это сделать.
— Вы видите, что Россия продолжает агрессивную политику по отношению к соседям. Теперь черед Белоруссии. Похоже, что Россия вплотную приближается к западным границам.
— Да, я в этом уверен. Ключевой риск — это повторение в Белоруссии украинского сценария с войной и аннексией. Эту страну ожидает такой сценарий, если она не начнет реформироваться. Мой совет белорусскому народу и руководству страны в том, чтобы уберечься от агрессии россиян — нужно начать реформы, ведущие к демократии и свободе. Только эти вещи создадут защиту от российской агрессии.
Мы слышали заявления Владимира Путина, где он сказал, что Белоруссия должна быть включена в большое русское государство, как Крымский полуостров. И я бы хотел, чтобы Белоруссия получала больше помощи от Запада. Но нам нужно видеть переориентацию Белоруссии к свободе и демократии.
— Вряд ли президент Александр Лукашенко собирается реформировать страну и двигаться на Запад.
— Да, он не хочет. Но также Лукашенко не желает жить под гнетом Путина. Ему нужно выбрать: или реформы, или постоянный гнет россиян.
Интервью организовано при содействии Фонда Виктора Пинчука