После Оранжевой революции 2004 года на Украине Российская Федерация планировала противостоять «цветным революциям» по всему миру. С тех пор этот термин несколько утратил популярность на Западе, но Россия по-прежнему одержима им даже в 2019 году.
С 2005 года при смене режима в полудемократических и недемократических государствах с пророссийской политикой удалось избежать ярлыка «цветная революция»: это апрельская революция 2010 года в Киргизии, протесты Евромайдана 2014 года на Украине и протесты 2018 года в Армении. В течение 10 лет между Оранжевой революцией и Евромайданом на Украине западные комментаторы часто утверждали, что Путин готовился предотвратить их.
И это не только с помощью военной политики, но и мягкой силы: с тех пор, как митингующие в Ереване в 2018 году свергли правительство Сержа Саргсяна, Россия часто приглашала в Москву нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна, чтобы он недалеко ушел от ОДКБ и Евразийского союза.
Тем не менее, эти новые контрмеры, похоже, не увенчались успехом. Украина сейчас более тесно связана с Западом, чем когда-либо, несмотря на дипломатическое, военное и экономическое давление России. Российские СМИ беспомощно следят за тем, как Армения и Белоруссия стремятся к политическим и военным отношениям с Западом, Китаем и другими странами. И теперь Соединенные Штаты играют прямо на руку российским пропагандистам: правительство США активно пытается свергнуть режим российского партнера — президента Венесуэлы Николаса Мадуро — и Россия ничего не может с этим поделать.
Россия и Китай оттачивали «антитеррористические» и военные операции, чтобы остановить цветные революции. Однако даже эти приготовления ставятся под сомнение российскими военными аналитиками, поскольку Запад также может использовать тактику «гибридной войны».
Российская экономика может стагнировать, но вряд ли рухнет, как в Венесуэле. Таким образом, маловероятно, что цветная революция неизбежна в самой России. В любом случае, российские Вооруженные силы и Национальная гвардия всегда готовы ответить.
Однако предотвратить крах дружественных режимов для России по-прежнему остается крайне сложной задачей, особенно в таких далеких от Москвы (и близких к США) странах, как Венесуэла. Сирийская модель (т. е. крупномасштабная военная операция), скорее всего, останется единственным в своем роде решением для поддержки режима. К сожалению для Москвы, масштабные военные обязательства и логистика трудны для быстрого или одновременного выполнения.