«Оскар-2019» стал торжеством контрастов. С одной стороны, Киноакадемии вновь удалось вписать себя в историю благодаря прошедшей довольно гладко — в противовес ожиданиям многих — церемонии без ведущего. С другой стороны, среди победителей оказались как весьма нетривиальные фильмы, такие как «Фаворитка» и «Черная пантера», так и более традиционные картины, такие как победитель в номинации «Лучший фильм» «Зеленая книга».
24 награды «Оскар» разделили между собой 15 фильмов. «Богемская рапсодия» вырвалась вперед, получив четыре «Оскара», а «Зеленая книга», «Рома» и «Черная пантера» завоевали по три статуэтки каждый. На церемонии было много победителей, но были и разочарования.
Ниже мы расскажем о шести победах и трех поражениях «Оскара-2019».
Победа: «Зеленая книга»
«Зеленая книга» производит впечатление именно такого фильма, который в прошлом мог бы с легкостью завоевать «Оскара» за лучший фильм, — в духе получивших эту награду фильмов, в которых затрагивается вопрос расы (вспомните «Шофера мисс Дэйзи» или «Столкновение»). Это довольно забавный фильм с очень хорошими актерами и вдохновляющим хэппи-эндом.
В прокате он стартовал довольно вяло, однако на различных кинофестивалях неизменно становился хитом: он получил премию «Грольш Пиплс Чойс» (Grolsch People's Choice) на Международном кинофестивале в Торонто, что зачастую служит индикатором дальнейшего успеха фильма. Рецензии на этот фильм тоже оказались в целом положительными. Эта история о чернокожем пианисте и водителе американо-итальянского происхождения, которого тот нанимает для сопровождения в туре по американскому Глубокому югу в 1962 году.
Вокруг фильма «Зеленая книга» было немало споров и разногласий — от не слишком хорошего поведения его режиссера Питера Фаррелли (Peter Farrelly) в прошлом и исламофобских твитов сценариста Ника Валлелонги (Nick Vallelonga) до более серьезных вопросов, касающихся того, как в этом фильме представлена та глава американской истории, которую его авторы пытаются исследовать, и как изображен один из его персонажей.
Однако эти споры и резкая критика не помешала этому фильму получить несколько наград, включая награду за «Лучшую комедию или мюзикл», которую он завоевал на «Золотом глобусе» в январе, и три «Оскара» в номинациях «Лучший сценарий», «Лучший фильм» и «Лучший актер второго плана». Победа этого фильма особенно поражает в связи с тем, что среди номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм» оказались «Черная пантера» и «Черный клановец», в которых рассказывается о жизни чернокожих людей в Америке с совершенно иного ракурса (и которые были сняты чернокожими режиссерами).
Победа «Зеленой книги» производит впечатление победы более старой версии Киноакадемии. Это своеобразное напоминание о том, что хотя Киноакадемия отчаянно пытается разнообразить состав своих членов, включая в него больше женщин, людей других цветов кожи и больше молодежи, те изменения последних трех лет, о которых многие говорят, на самом деле происходят очень медленно.
Победа: все остальные номинанты в категории «Лучший фильм»
Да, «Зеленая книга» получила главный приз, но ни один из номинантов в категории «Лучший фильм» не ушел домой без награды. «Богемская рапсодия» сумела завоевать четыре статуэтки в номинациях «Лучший актер», «Лучший монтаж звука», «Лучшее сведение звука» и «Лучший монтаж». «Рома» получил статуэтки в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа».
Оставшиеся четыре номинанта тоже получили по статуэтке. Оливия Колман (Olivia Colman) из «Фаворитки» получила «Оскара» в категории «Лучшая актриса». Фильм «Власть» получил награду в категории «Лучший грим и прически». «Черный клановец» стал победителем в номинации «Лучший адаптированный сценарий», то есть режиссер Спайк Ли получил свой первый конкурсный «Оскар». Фильм «Звезда родилась» завоевал «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная песня».
В целом 15 фильмов разделили между собой 24 «Оскара». Даже те фильмы, которые не попали в номинацию «Лучший фильм» — такие как «Если бы Бил-Стрит могла заговорить» и «Человек на Луне» — тоже удостоились наград. Это сильно отличается от ситуации, сложившейся, к примеру, в 2017 году, когда «Ла-Ла Ленд» получил пять из 12 «Оскаров», на которые он был номинирован. И, поскольку порой кассовые сборы резко увеличиваются после получения статуэтки, это хорошая новость для многих представителей киноиндустрии, а не только для главных победителей «Оскара-2019».
Проигрыш: номинанты в категории «Лучшая песня»
Киноакадемия потратила несколько месяцев на то, чтобы найти способ сократить продолжительность церемонии вручения наград до трех часов — по милости телеканала «Эй-би-си» (ABC), который купил права на его трансляцию как минимум до 2028 года и который решил, что уменьшение продолжительности поможет справиться с падением числа телезрителей. В конце концов телеканал сдался, чуть было не спровоцировав настоящий бунт своим предложением вручить четыре из 24 «Оскаров» во время телерекламы. Одним из изменений, которые были мало кем замечены, стал план урезать время исполнения песен, претендующих на награду в номинации «Лучшая песня» до 90 секунд. (Кендрик Ламар (Kendrick Lamar) и SZA в конце концов отказались исполнить песню из «Черной пантеры» «All the Stars», поэтому на церемонии прозвучали только четыре песни.)
Итак, если песни показались вам немного короче, чем вы их запомнили, теперь вы знаете причину.
Хорошо ли это? Церемония вручения наград в этом году длилась 3 часа 15 минут — «Оскар-2018» продлился почти 4 часа — то есть уменьшение времени на исполнение песен, вероятно, помогло. Между тем церемонию открывало довольно длинное попурри из песен Queen. Поэтому если удовольствие от прослушивания живой музыки происходит от того, что по радио или в фильме вы услышали любимую песню, значит от этой церемонии вы получили просто немного меньше удовольствия, чем могли бы.
Победа: отсутствие ведущего
Изначально Киноакадемия не планировала проводить церемонию вручения «Оскара» без ведущего. Она не решалась на это последние 30 лет. Последний раз, когда на церемонии не было ведущего, результатом стало чрезвычайно скомканное вступление, в ходе которого Роб Лоу (Rob Lowe) попытался восстановить свою репутацию (сильно подпорченную сексуальным скандалом), выступив с провальным музыкально-танцевальным номером вместе с Белоснежкой.
После того, как ведущий, которого Киноакадемия выбрала, — Кевин Харт (Kevin Hart) — в декабре отказался вести церемонию, она решила вообще отказаться от ведущего. Она решила, что номинантов будут представлять различные звезды, что церемонию откроет музыкальный номер с песнями Queen — и что все будут надеяться на лучшее.
Сработало ли это?
Церемония завершилась за рекордно короткое время, потому что на ней не было ведущего с традиционными длинными монологами и шутками по поводу присутствовавших в зале. Не было никаких унылых песен и заигрываний с «нормальными» людьми. Презентации, речи и выступления довольно гладко перетекали одно в другое. Возможно, эта церемония подарила нам меньше вирусных видео, чем могла бы, если бы церемонией руководил ведущий, однако, как это ни странно, все вращалось вокруг… фильмов.
Что стало настоящей победой для всех участников.
Проигрыш: Гленн Клоуз и Эми Адамс
Бедная Гленн Клоуз (Glenn Close)! Ее номинация в категории «Лучшая актриса» за фильм «Жена» стала для нее уже седьмой неудачной номинацией на «Оскара». Учитывая, что она получила за этот фильм награду «Золотой глобус» и Премию Гильдии телеактеров, казалось, что на «Оскаре-2019» ей наконец повезет.
Более того, в этом году в номинации «Лучшая актриса» именно она была «легендой». Только посмотрите на тех женщин, которым она проигрывала с момента своей первой номинации (в 1983 году) и до настоящего времени. Джессика Лэнг (Jessica Lange)! Пегги Эшкрофт (Peggy Ashcroft)! Джоди Фостер (Jodie Foster)! Шер! Мерил Стрип (Meryl Streep)! Да, многим понравилась работа Оливии Колман в «Фаворитке», но она не должна была лишить Клоуз «Оскара».
Тем не менее, игра Колман принесла ей «Оскара», что довольно приятно, потому что в противном случае «Фаворитка» не получила бы ни одной статуэтки. Однако это также значит, что у Клоуз больше всего номинаций и ни одной победы. Теперь она рискует присоединиться к лагерю Питера О'Тула (Peter O'Toole), у которого восемь номинаций и ни одной победы. Будем надеяться, в восьмой раз ей повезет.
За Клоуз следует Эми Адамс (Amy Adams), чья роль в фильме «Власть» принесла ей номинацию в категории «Лучшая актриса второго плана», которая стала ее пятой номинацией. Но Адамс не смогла обойти Реджину Кинг (Regina King) с ее феноменальной игрой в фильме «Если бы Бил-Стрит могла заговорить». Следующая роль Адамс — это роль в фильме «Женщина в окне», который снимает режиссер Джо Райт (Joe Wright) и который основан на книге, написанной очень известным обманщиком.
Кроме того, на «Оскаре-2019» была номинирована, но не получила награду автор песен Дайан Уоррен (Diane Warren), для которой номинация в категории «Лучшая песня» стала уже 10-й безуспешной номинацией. Более того, она проиграла Леди Гага, с которой она соревновалась в 2016 году в той же номинации.
Победа: Спайк Ли
Несомненно, это был не самый удачный вечер для Спайка Ли (Spike Lee). Его фильм «Черный клановец» (получивший Гран-при, то есть второй приз, на Каннском кинофестивале в мае прошлого года) был номинирован в трех категориях: «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». Фильм получил «Оскара» только в одной категории — довольно разочаровывающий результат, если учесть, что «Зеленая книга», которую Ли назвал «неверным решением» одержала победу.
По слухам, Ли хотел покинуть зал, когда было объявлено о победе «Зеленой книги». По слухам, за кулисами он сказал: «Каждый раз, когда кто-то кого-то везет, я проигрываю», — намек на тот раз, когда в 1990 году его фильм «Делай как надо» выиграл в категории «Лучший сценарий», в то время как в категории «Лучший фильм» победу одержал «Шофер мисс Дэйзи».
Однако «Оскар-2019» в целом стал важной вехой для Ли. Он впервые был номинирован в категории «Лучший режиссер» — потрясающее событие для человека, сыгравшего такую важную роль в американском кинематографе. И он получил свой первый конкурсный «Оскар» за сценарий «Черного клановца» (он получил почетного «Оскара» в 2015 году). Довольно смешанная картина. Но по крайней мере он вернулся домой не с пустыми руками.
Победа: «Богемская рапсодия»
«Богемская рапсодия» не получила «Оскара» в категории «Лучший фильм», но она получила больше наград, чем любой другой фильм на этой церемонии — четыре «Оскара» за «Лучший монтаж», «Лучший монтаж звука», «Лучшее сведение звука» и «Лучшего актера» — Рами Малека (Rami Malek).
И это удивительно. Да, «Богемская рапсодия» была чрезвычайно популярна у аудитории, как и музыка группы Queen — в обоих случаях вопреки мнениям критиков.
Но даже убежденные фанаты «Богемской рапсодии» признавали в разговорах со мной, что они понимают, что фильм как таковой не слишком хорошо сделан, и что основа его невероятного успеха — это музыка Queen и игра Малека в роль Фредди Меркьюри. Это фильм, в котором нашли отражение проблемы, возникавшие в процессе его съемок, а также откровенно странные решения, которые можно объяснить только беспорядком, царившим на съемочной площадке: ближе к концу режиссер Брайан Сингер (Bryan Singer) был уволен якобы за агрессивное и оскорбительное поведение в отношении актеров и съемочной группы. Фильм закончил Декстер Флетчер (Dexter Fletcher), однако спасать фильм, который снимался в таких обстоятельствах, крайне трудно.
Тем не менее, монтажер Джон Оттман (John Ottman), который работал с Сингером в прошлом, в том числе над фильмом «Подозрительные лица» (1995), сумел после ухода Сингера смонтировать рабочую копию, чтобы показать продюсерам, и, вероятнее всего, именно благодаря его работе «Богемская рапсодия» и получила своего «Оскара» за монтаж.
И награды «Богемской рапсодии», несомненно, будут еще долго приводить в восторг фанатов этого фильма и Меркьюри.
Победа: три товарища
Альфонсо Куарон (Alfonso Cuarón), Алехандро Иньярриту (Alejandro G. Iñárritu) и Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) дружат уже несколько десятилетий, начиная с тех пор, когда все они были восходящими звездами мексиканского кинематографа.
Они создавали смелые, масштабные и дерзкие фильмы, которые принесли им международную славу. Все они снимали в Мексике фильмы на испанском языке, которые становились хитами в Америке в начале 2000-х годов — роуд-муви «И твою маму тоже» Куарона, драма о взаимосвязи всего в мире «Сука любовь» Иньярриту и драма «Хребет дьявола» дель Торо.
Несмотря на все это, было довольно трудно представить себе, что с 2014 по 2019 год эти три режиссера получат пять из шести «Оскаров» за лучшую режиссуру. Каурон получил «Оскара» за «Гравитацию» в 2014 году и за фильм «Рома» в 2019 году. Иньярриту получил статуэтку за «Бердмана» в 2015 году и за «Выжившего» в 2016 году. Дель Торо завоевал «Оскара» благодаря фильму «Форма воды» в 2018 году.
И вот мы достигли той точки, когда эта троица не только добилась абсолютного господства в категории «Лучший режиссер» в 2010-х годах, но и когда Куарон получил свою статуэтку из рук своего товарища дель Торо, который завоевал ее в прошлом году.
Победа этой троицы завершила десятилетие, в котором только два американца — Катрин Бигелоу (Kathryn Bigelow) и Шазелл — удостоились «Оскара» за лучшую режиссуру. Кроме этих троих мексиканцев в этом десятилетии «Оскаров» получили британский режиссер Том Хупер (Tom Hooper) за фильм «Король говорит» в 2011 году, французский режиссер Мишель Хазанавичус (Michel Hazanavicius) за фильм «Артист» в 2012 году и тайваньский режиссер Энг Ли (Ang Lee) за фильм «Жизнь Пи» в 2013 году.
Поражение: Netflix
В этом году компания Netflix действительно надеялась получить «Оскара» за лучший фильм. Она потратила огромные деньги, чтобы получить его. И фильм «Рома» победил в категориях «Лучший режиссер», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая операторская работа». Кроме того, Netflix получил награду за лучший короткометражный документальный фильм за «Точка. Конец предложения».
Однако, когда речь заходит о главном призе, Киноакадемия демонстрирует такое же недоверие к компании Netflix, какое к ней демонстрирует Академия телевидения на вручении наград «Эмми». Netflix способна собрать множество номинаций и даже выиграть в некоторых из них. Но она никогда не сможет получить главный приз.
В следующем году главным претендентом станет «Ирландец» режиссера Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) с участием Роберта де Ниро (Robert De Niro), Аль Пачино (Al Pacino) и Джо Пеши (Joe Pesci), который решил на время вернуться в кинематограф, чтобы сняться в этом фильме. Если этот фильм окажется хорошим, он, скорее всего, появится в нескольких номинациях на «Оскар» — то есть в следующем году мы снова увидим Netflix в этой гонке.