26 февраля произошло два, на первый взгляд, никак не связанных между собой события: в порт Одессы зашел американский ракетный эсминец «Дональд Кук» класса «Арли Берк», а параллельным курсом в акваторию Балтийского моря вошел другой ракетный эсминец ВМС США такого же класса — «Грейвели».
Последний несет на борту до 56 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью действия 1,6 тысячи км и движется вдоль немецкого побережья Балтийского моря на восток. К нему мы вернемся немного позже.
Что касается ракетного эсминца «Дональд Кук», то он зашел в украинский порт с трехдневным визитом в рамках запланированных мероприятий украинско-американского двустороннего сотрудничества. По словам самих американцев, действия корабля в Черном море призваны укрепить оперативную совместимость с союзниками по НАТО и партнерами, а также продемонстрировать общую решимость относительно защиты безопасности Черного моря в рамках операции «Атлантическое рвение». Также этот визит должен дать толчок серии очень серьезных, очень предметных и конфиденциальных консультаций относительно того, как помочь украинским ВМС.
Кстати, на борту этого корабля уже состоялась встреча президента Украины Петра Порошенко со спецпредставителем государственного департамента США Куртом Волкером. Во время встречи обсуждался вопрос свободы мореходства в Черном и Азовском морях и Керченском проливе. Волкер даже произнес речь, в которой подчеркнул, что США стоят и будут всегда стоять рядом с Украиной и украинским народом на защите свободы и демократии.
Стоит отметить, что это уже не первый визит «Дональда Кука» в Черное море в этом году — в январе он посетил грузинский город Батуми, где провел учения с двумя кораблями береговой охраны Грузии.
Однако, не американцами едиными. Вскоре в Черном море ожидают флагмана Постоянной противоминной группы НАТО — немецкий корабль комплексного снабжения «Верра», который относится к типу «Эльба». Сейчас он стоит на якоре в Босфорском проливе и ждет своего часа (конвенция Монтре от 1936-го года устанавливает количество, тоннаж и время пребывания (21 сутки) военных кораблей стран нечерноморского бассейна в Черном море).
Корабли этого типа предназначены для мобильного обеспечения в море ракетных и торпедных катеров и тральщиков. Основными задачами этих судов являются ремонт, восстановление и диагностика техники и оружия, обеспечение кораблей горюче-смазочными материалами, продовольствием, боеприпасами и снаряжением, а также, при необходимости, электроэнергией.
Официально «Верра» имеет намерение посетить два болгарских порта — Бургас и Варну. Однако, ничто не мешает немного изменить маршрут, если возникнет такая необходимость. Не забываем, что Германия открыто озвучила готовность поддерживать Украину в вопросах сдерживания российской агрессии путем присутствия кораблей ВМС Бундесвера в Черном море.
Еще можно вспомнить американские военные корабли в Японском море. В частности, не так давно эсминец «МакКемпбелл» прошел в непосредственной близости от залива Петра Великого, который Россия считает своими внутренними территориальными водами, таким образом бросив вызов чрезмерным морским претензиям России. Кстати, корабли США прошли по этой территории впервые с 1987-го года, что демонстрирует готовность Пентагона к беспрецедентным решительным действиям по отношению к России. Стоит отметить, что в Кремле «проглотили» эту демонстрацию силы со стороны США.
Итак, подытожим: корабли НАТО (в первую очередь США) почти одновременно «лязгают оружием» вплотную к территориальным водам России в Японском, Балтийском и Черном морях. Для чего?
Можно предположить, что все это — эпизоды одной геополитической игры, цель которой — усилить давление на Россию и тем самым показать и Путину, и всему миру — кто настоящий «властелин морей». В условиях современности такая демонстрация силы со стороны лидеров цивилизованного мира является не прихотью или капризом, а острой необходимостью, ведь Россия начала терять голову не только по отношению к Украине — Путин посылает тревожные сигналы и в сторону стран Балтии, Польши, а также Японии.
Если говорить об Украине, то этот комплекс превентивных мер призван предостеречь Россию от попыток агрессивных действий хотя бы в Черном море, а в идеале — и в Азовском. Ведь, чтобы Россия пошла на уступки (и это касается, в принципе, любых сфер), на нее нужно сильно надавить. Причем это должно быть не столько судебное или регламентное давление, сколько политическое давление вместе с военным. Другого в Кремле не понимают.
А теперь давайте зададимся вопросом: для чего конкретно НАТО стягивает в Черное море одновременно ракетный эсминец и плавучую базу мобильного обеспечения ракетных и торпедных катеров? Если вспомнить заявления украинских чиновников о том, что Украина планирует новый поход кораблей через Керченский пролив, многое становится на свои места.
В частности, глава МИД Украины Павел Климкин 22 февраля намекнул, что украинским ВМС «вероятно, удастся удивить Россию», Украиной для этого предпринят ряд мер и ведется соответствующая подготовка с международными партнерами.
Также надо понимать, что США понемногу становятся заложниками своих же бравых деклараций и обещаний. Можем вспомнить, как американские чиновники неоднократно угрожали России проблемами, если та не освободит пленных украинских моряков и не восстановит свободный проход через Керченский пролив для украинских кораблей. А США — это не та страна, которая долгое время будет разбрасываться ультиматумами и не выполнять их. Доказательства тому можно найти по всей планете.
И пока Путин пытается подвинуть рамки дозволенного своими шагами ползучей аннексии всего, до чего может дотянуться, США пытаются этот процесс остановить. Не столько из любви, сколько из собственных меркантильных соображений — Вашингтону в первую очередь не выгодна Россия, которая, потеряв страх и чувство реальности, начнет изменять политическую карту мира.
И пока рафинированная Европа продолжает выражать «глубокую обеспокоенность», Соединенные Штаты, где у власти находятся республиканцы, действуют. И, как видим, действия эти не ограничиваются одним лишь Черным морем — в Вашингтоне прозрачно намекают Путину, что мир не ограничивается Керченским проливом и Азовским морем, и за неадекватное поведение возле оккупированного Крыма ответ может прийти где угодно.