Кажется, что сейчас российская экономика переживает расцвет. Но все ее структуры устарели, а президент Путин не делает ничего, чтобы изменить положение. Но инвесторы могут даже заработать на этой странной ситуации.
Недавно российский президент разрешил поставить себя на одну ступень с Лениным и Петром Великим. На прошлой неделе в «Независимой газете» была опубликована статья Владислава Суркова, личного советника Путина, который ничего не говорит против воли шефа. В Путине автор видит основателя новой эпохи, его форма правления, сфокусированная на одном лидере, якобы превосходит западные демократии и надолго переживет своего создателя.
Это славословие появилось в период, когда и в экономике, похоже, все налаживается. Рост ВВП был недавно пересмотрен в сторону увеличения, и это в то время, когда показатели по остальному миру идут вниз. Ну и, наконец, рубль, с начала года значительно прибавил в весе.
Рубль, Россия и Путин — все предстает в новом блеске. Но лишь благодаря сложившимся в данный момент благоприятным условиям. За столь блестящим на вид фасадом скрывается экономика, которая, как и прежде, полностью зависит от сырьевых ресурсов, неспособна к изменениям и парализована коррупцией и мафиозными кланами.
Поэтому, наверное, звезда рубля уже совсем скоро потускнеет, а с ней, скорее всего, и звезда президента — если только на пороге третьего десятилетия правления он, наконец, не совершит то, что прежде ему не удавалось: настоящую реформу экономики.
Еще в прошлом году дела в российской экономике обстояли довольно плохо. Цена на нефть катилась вниз, рубль постоянно обесценивался, инфляция заметно усиливалась. «Но посмотрите, где мы теперь, — говорит Юрий Тулинов, глава аналитического отдела „Росбанка". — Положение становится все лучше и лучше».
И это объясняется не только заметным ростом цены на нефть. В начале февраля российское статистическое агентство оценило рост экономики в 2018 году в 2,3%, хотя ранее эксперты говорили в лучшем случае о 1,9%. К тому же рейтинговое агентство «Мудис» (Moody's) подняло рейтинг страны до инвестиционного уровня. То есть теперь многие институциональные инвесторы могут вновь вкладывать деньги в займы страны. Тулинов приходит от этого в восторг: «Славься, славься, аллилуйя!»
Но и это еще не все. Рубль относится к победителям на валютном рынке. По отношению к доллару он поднялся в цене на 4%, а по отношению к евро — даже более чем на 5%. «Рубль из типичного гадкого утенка превратился в прекрасного лебедя», — говорит Сандра Штиффлер из банка «ДЦ Банк» (DZ Bank).
С ее точки зрения, этот подъем обусловлен, помимо возросшей цены на нефть, еще и геополитической ситуацией, а конкретно рисками, связанными с санкциями США и эскалацией украино-российского кризиса. «И то, и другое за последние месяцы заметно утратило пугающую силу».
Положение на границе с Украиной успокоилось, а президент США Трамп в настоящее время занят другими делами — то ли строительством стены на границе с Мексикой, то ли торговыми отношениями с Китаем. А «российские» расследования против него пока стихли.
Кажется, что все сейчас в полном порядке. Россия на пути к новому расцвету. Но это впечатление обманчиво. Геополитическая обстановка может быстро измениться. И, что еще важнее, нынешний подъем показывает, насколько экономика огромной страны по-прежнему зависит от одного-единственного фактора, а именно от цены на нефть.
Как и раньше, нефть, газ и другие сырьевые ресурсы составляют почти две трети российского экспорта, они обеспечивают более трети доходов госбюджета. Поэтому российская конъюнктура полностью зависит от цены на нефть. А если мир всерьез примется за осуществление своего плана по сокращению выбросов углекислого газа и постепенно откажется от нефти, угля и газа, то у России в скором времени начнутся большие проблемы.
«Поэтому и по некоторым другим причинам структура российской экономики должна быть диверсифицирована» — говорится в последнем анализе российской экономики, проведенном европейской исследовательской организацией «Брейгель». Ее штаб-квартира находится в Брюсселе, но ее анализ — это не взгляд издалека. Один из авторов — Марек Добровский, профессор Высшей школы экономики в Москве. Они с соавтором Антуаном Матьё Коллэном (Antoine Mathieu Collin) уверяют: «Большинство экономистов в России и за ее пределами разделяют эту точку зрения».
Показательно, что этот вывод не только никем не оспаривается, но еще и далеко не нов. Экономисты годами говорят о диверсификации, и президент Путин постоянно прилагает усилия в этом направлении. Но пока безрезультатно.
Одна из причин этого феномена, характерного для всех сырьевых стран, — так называемая «голландская болезнь». Этим термином обозначают ситуацию, когда богатые запасы сырья приводят к тому, что другие отрасли экономики страна не развивает, ведь заработать на продаже нефти и газа значительно легче.
В России положение усугубляется еще и другими негативными факторами. В индексе экономической свободы, рассчитываемом исследовательской организацией «Фонд Наследие» (Heritage Foundation), страна стоит на 107-м месте из 180. Правда, несколько плюсов она получает за низкий уровень налогового бремени. Но зато сильно отстает в таких сферах, как свобода инвестиций, финансовая свобода и свобода от правительства.
И в индексе коррупции «Трансперенси Интернейшнл» (Transparency International) положение неважное, тут Россия находится даже на 135-м месте из 183, на одном уровне с Папуа-Новой Гвинеей и Парагваем.
«Основные причины плохого инвестиционного климата в России — это нечеткие права собственности, не исключающие политически мотивированных экспроприаций, слабо выраженный правовой характер государства и паразитарное отношение значительной части властей к бизнесу», — написали Добровский и Коллэн в своем докладе.
Именно в этом и заключается один из недостатков государства, сфокусированного на единственном лидере: нет независимой судебной системы, борющейся с мафиозными структурами, нет свободной прессы, вскрывающей коррупцию, нет гражданского общества, способного сопротивляться произволу государственных чиновников.
По мнению авторов анализа «Брейгеля», чтобы Россия действительно смогла изменить свои экономические структуры, необходимы кардинальные реформы — начиная от улучшения инвестиционного климата, укрепления прав собственности, инвестиций в инфраструктуру и кончая программой приватизации. Но прежде всего необходима всеобъемлющая политическая реформа, которая гарантировала бы гражданские свободы, способствовала бы инновациям и развитию предпринимательства.
Но до всего этого России еще очень далеко, и, похоже, нынешнее положение кого-то вполне устраивает. «Среднесрочные перспективы роста у России весьма скромные», — делают вывод эксперты. Поэтому, вероятно, и нынешнему расцвету экономики, и росту рубля рано или поздно придет конец.
Плохи перспективы и для инвесторов, желающих сейчас поставить на Россию, — конечно, если они не будут играть на понижение. Это возможно с ценными бумагами, в которых делается ставка на повторное ослабление рубля, — так называемыми «нокаут-сертификатами». Банк «Фонтобель» (Vontobel) предлагает подобные бумаги с различными степенями риска.
Принципиальная особенность этих сертификатов заключается в том, что у них есть так называемый «нокаут-порог». Если курс начнет развиваться вопреки ожиданиям в другую сторону, то бумага полностью потеряет свою стоимость, когда этот порог будет пробит.
Например, у сертификата с номером VL65AK порог находится на уровне 56,40 рубля за один доллар. Актуальный курс составляет около 67 рублей за доллар. Если курс рубля вновь упадет, например до 75,80 или 90 рублей за доллар, то сертификат выиграет — в данный момент при рычаге в 6,5 разница, на которую изменится курс, будет умножена на этот показатель. Если же развитие курса пойдет в другую сторону и он превысит 56,40 за доллар, то сертификат обесценится.
Соответствующие сертификаты есть и для ставок в противоположном направлении для всех тех, кто верит в дальнейший подъем России или как минимум хочет сделать ставку на кратковременное улучшение ситуации. Эти инвесторы могут действовать и на российском рынке акций.
Тут, во-первых, можно воспользоваться управляемыми фондами, для которых фондовый менеджер всегда подберет самые привлекательные ценные бумаги. Правда, эти фонды взимают большие проценты. Более выгодны инвестиционные фонды, ценные бумаги которых торгуются на бирже, — так называемые биржевые инвестиционные фонды, они лишь отображают индекс, но зато проценты невелики.