«Чехия обеспокоена возросшей активностью российских спецслужб», — констатирует чешская пресса, комментируя недавний доклад своей контрразведки.
Тревожный доклад
Каждый год Служба безопасности и информации Чехии публикует материал, в котором представляет результаты своей работы и дает оценку состоянию дел в стране с точки зрения контрразведки. В этом году на пресс-конференции глава ведомства Михал Коуделка (Michal Koudelka) заявил, что его коллеги потрудились очень продуктивно. Одним словом, им есть чем похвастаться, ведь они «заблокировали враждебную деятельность десятков российских и китайских агентов. По рекомендации СБИ МИД не позволил им въехать в страну или получить там аккредитацию. Других людей, которых удалось выявить, выдворили из Чехии, не доводя этот факт до сведения общественности и СМИ». Кроме того, СБИ «обнаружила и обезвредила шпионскую сеть одной из российских спецслужб, полностью парализовав враждебную структуру».
Также из Чехии официально выслали троих кремлевских дипломатов в рамках совместной антишпионской акции ЕС и НАТО, которая была жестом солидарности с Великобританией после покушения на Сергея Скрипаля. Коуделка назвал выдворенных россиян «сотрудниками разведки, работавшими под дипломатическим прикрытием». В своем выступлении он подчеркнул: «Чешская республика остается одной из основных целей российских операций, выступающих элементом гибридной войны против Европейского союза и НАТО».
Для отрезка в один год активность контрразведки выглядит впечатляюще. Одновременно мы видим подтверждение того, какую важную роль играет в кремлевских планах Чехия, и какой масштаб приобрело российское наступление. Между тем на фоне предыдущих докладов СБИ новые данные не выглядят удивительными. О том, что «Россия стала основной угрозой и главным источником риска для чешской безопасности», контрразведка Чехии предупреждает вот уже как минимум пять лет.
Например, в 2016-2017 годах СБИ смогла идентифицировать злоумышленников, которые стояли за кибератаками на министерства иностранных и внутренних дел. В ходе «беспрецедентно мощной и продолжительной атаки кремлевские хакеры взломали почтовые ящики 150 сотрудников МИД. Это позволило похитить данные, используя которые, можно нанести удар практически по всем государственным ведомствам».
В рамках операции против чешской армии, хакеры подменили сетевой адрес министерства обороны и разместили по этому адресу вирус. «По данным американской компании „Крауд Страйк", специализирующейся на кибербезопасности, это был тот же самый вирус, от которого годом ранее пострадало оборонное ведомство Украины», — сообщал «Би-би-си». Как полагает Служба безопасности и информации Чехии, за атакой стояла «Турла» — одна из старейших хакерских групп, которую связывают с российской ФСБ. Авторами второй атаки были члены «Фэнси Беарс». Чешские контрразведчики, как и их американские коллеги, считают, что эта группировка выполняет приказы ГРУ — российской военной разведки.
Псевдодипломаты
Не менее интересными были доклады 2013-2014 годов, в которых СБИ обращала внимание на несоразмерную численность персонала дипломатических и консульских представительств России в Чехии, где работает 130 человек, пользующихся личной неприкосновенностью. Между тем в Великобритании, то есть гораздо более крупной и играющей более важную роль в отношениях между Москвой и миром стране, российских дипломатов присутствует всего 80.
Вопрос, конечно, можно ли называть этих людей «дипломатами». Чешская контрразведка считает, что как минимум треть из них — это сотрудники трех основных спецслужб Кремля, обладающие соответствующими полномочиями. Речь идет об упоминавшихся выше ГРУ и ФСБ, а также о Службе внешней разведки. Что касается российского посольства в Праге, то там, как предполагается, шпионажем под дипломатическим прикрытием занимается половина персонала.
В свете сомнительных с точки зрения страны-хозяйки успехов российских спецслужб, чешский МИД пригрозил выровнять дипломатические диспропорции путем приостановки действующих аккредитаций и прекращения выдачи новых.
Как сообщала газета «Бильд», министерство не скрывало, что готово пойти на такой шаг по рекомендации СБИ. «Таковы эффекты многочисленных шпионских скандалов: они отразятся на сотрудниках российского посольства», — отметило немецкое издание.
Газету «Вельт», в свою очередь, поразил жесткий тон доклада чешской контрразведки. Она не говорит обиняками, а прямо называет российские дипломатические представительства «резидентурами, то есть штаб-квартирами российских спецслужб», а «дипломатов» прямой угрозой для безопасности граждан Чехии.
Почему эта страна занимает такое важное место в гибридной операции Кремля? С чем связан наплыв агентов в Прагу, Брно или Карловы Вары? Вряд ли они приезжают туда поесть кнедликов и выпить великолепного пива.
Беззащитный, как чех
В этом году публикация доклада на тему государственной безопасности сопровождалась скандалом. Коуделка хвалил свое ведомство, подчеркивая, что «НАТО считает его надежным партнером и задействует в совместных операциях, в том числе антитеррористических». Между тем чешский президент Милош Земан (Miloš Zeman) взял пример со своего коллеги Дональда Трампа и усомнился в данных, которые представила СБИ, а, как следствие, в эффективности работы собственной спецслужбы.
«Покажите мне хоть одного человека, пойманного с поличным!» — восклицал он в интервью телеканалу «Баррандов», утверждая, что в Чехии нет ни российских, ни китайских шпионов. Уничижительный отзыв о контрразведке спровоцировал бурю в прессе и волну критики со стороны оппонентов президента.
С другой стороны, в самой СБИ дела не всегда обстояли блестяще. Первые шаги, как известно, всегда бывают трудными, однако чешская контрразведка побила все рекорды неэффективности. 1990-е годы стали периодом ожесточенной борьбы за контроль над спецслужбами между президентом Вацлавом Гавелом и очередными кабинетами министров. Последствия не заставили себя долго ждать. Моральный дух упал, порядка в работе стало меньше, а это привело к серии скандалов. В руки случайного злоумышленника попал ноутбук с секретными данными о финансовых операциях и валютных счетах Службы, позволяющими понять географию ее деятельности. Сложно поверить в то, что преступник продал такую ценную добычу на пражском железнодорожном вокзале случайному человеку, как гласит официальная версия.
Международные игры
Потом разгорелся конфликт между СБИ и британской МИ-6. Лондонская пресса сообщила, что иракские «дипломаты» в Праге готовили теракт против находящегося в этом городе офиса «Радио Свобода». Чешские службы, отвечающие за безопасность, продемонстрировали полное бессилие, и об операции никто так бы и не узнал, если бы иракский «консул», получив 150 тысяч долларов от заказчиков, не решил сдаться британцам. Чехи некрасиво поквитались за свой провал, обнародовав фамилию британского офицера, работающего в пражском посольстве.
Скандал надолго подорвал доверие НАТО к чешским спецслужбам. Доверять им действительно не стоило: они полностью компрометировали себя в деле Роберта Рахарджо (Robert Rachardžo). Этот российский агент в течение нескольких лет собирал секретные сведения о чешской армии. Собирал — это еще мягко сказано: пользуясь посредничеством своей секретарши, он следил буквально за каждым шагом чешских генералов. Когда чехи напали на след шпиона, он бежал из страны и вывез в своем компьютере важнейшие данные. После это в Чехии провели реформу сектора безопасности. Но была ли она успешной?
Внутренние дела
Политические игры между новым президентом Вацлавом Клаусом (Václav Klaus) и главой правительства обескровили СБИ. Взаимные опасения, что противник использует Службу в политических целях, привели к сокращению персонала и уменьшению бюджета. С тем количеством людей и денег, которые остались у контрразведки, она могла одновременно заниматься делами от трех до пяти людей, подозреваемых в шпионаже, тем временем как в стране их были десятки, если не сотни.
Основным препятствием, мешающим придти к общегосударственному компромиссу и четко обозначить задачи, стала поляризация чешской политической сцены. Если взглянуть на представленные в парламенте силы, можно увидеть, насколько серьезен «российский разлом». Ведущая роль в этом процессе принадлежит Коммунистической партии Чехии, которая получила на выборах 2017 года 8% голосов и 15 мест в парламенте. Самое крупное объединение, выступающее за диалог с Москвой, — это популистская «Свобода и прямая демократия» с ее 22 депутатами. В сумме получается, что пророссийские силы поддержало 18% населения. Излишне будет добавлять, что они одновременно занимают евроскептическую позицию и возражают против членства Чехии в ЕС и НАТО.
Однако самое важное — это не идеология, а политические и экономические связи конкретных политиков с Кремлем. «Москва активно воздействует на чешских лоббистов из сферы атомной энергетики, рассчитывая принять участие в модернизации двух АЭС и поставлять топливо для них. Российская разведка старается завербовать ученых, промышленников и менеджеров из крупных международных концернов. Той же цели служит участие в финансируемых ЕС научных программах, позволяющих получить доступ к технологиям», — пишет в своем комментарии «Чески Розглас», завершая публикацию тезисом о том, что Кремль занимается формированием нового интернационала.
Коминтерн XXI века — это концепция советника Кремля по геополитическим вопросам Александра Дугина, который мечтает о появлении новой евразийской империи со столицей в Москве. Чехи и словаки традиционно любят тезисы о единстве славян, поэтому Праге в московской политике отводится важное место. «Возможно, новый интернационал будет устроен иначе, чем 100 лет назад, но российские сети шпионов и агентов влияния наверняка останутся такими же масштабными», — развивает мысль «Чески Розглас», указывая, что за идеологией следует политическая и экономическая коррупция. «Менеджеры и политики, мелькающие на первых полосах газет, продвигают российские интересы. И тех, и других манят крупные взятки».
Журналист Онджей Кундра (Ondřej Kundra), специализирующийся на разведывательной тематике, объясняет все проще. Автор книги «Агенты Путина» утверждает, что «россияне просто никогда не покидали Чехию», доказательством чего служат связи чешских политиков с Москвой. После распада СССР и формального роспуска КГБ на месте осталось довольно много офицеров и агентов, которые стали бизнесменами. Они сразу же наладили контакты с русскоязычной мафией, неофициальной столицей которой стали Карловы Вары. Когда Путин вернул спецслужбам прежнюю роль в функционировании государства, их эмиссары с заработанными деньгами и, что важно, контактами в чешском истеблишменте, вернулись к работе.
Этому способствовала либеральная визовая политика Праги: Чехия превратилась в одно из основных направлений российской эмиграции. Сейчас там живет столько россиян и граждан стран СНГ, что пражане задаются вопросом, столицей какой страны стал их город. Многие эмигранты успели уже получить гражданство.
Что характерно, даже в трудные времена российская военная разведка не переставала считать Чехию базой для проведения незаконных операций по торговле оружием и наркотиками. Этим также занялись коммунистические агенты и бывшие советские офицеры, которые остались в Чехии после вывода войск, например, женившись.
Другая схожая проблема — это Чешская автокефальная православная церковь, которая полностью подчиняется Москве, а при этом, благодаря действующим в стране правовым решениям, располагает весьма крупным имуществом.
Одним из важнейших аспектов российского присутствия стала игра на настроениях живущих в ЧР россиян, которых контрразведка открыто называет «пятой колонной Кремля». В последнее время гибридная агрессия приобрела новый размах. «Наступил подходящий момент, чтобы расколоть нас и посеять хаос», — констатировал журнал «Респект». Того же мнения придерживается Служба безопасности и информации: «Россия уже давно начала создавать пропагандистские структуры (промосковские порталы) и другие инструменты влияния, использующиеся для продвижения кремлевских интересов в ущерб интересам Чехии, ЕС и НАТО». Это очень коварный метод, ведь Путин не жалеет средств на подкуп чехов, которые руководят пророссийскими СМИ и преподносят российские взгляды под видом чешских.
Если добавить ко всему этому Земана, который открыто поддерживает Россию, за что оппозиция и западная пресса окрестила его «троянским конем Кремля», получится поистине трагическая картина. Президент и его политические круги не желают слышать никаких предостережений. Что самое опасное, эти люди имеют доступ к конфиденциальным данным и секретной информации, которая содержится в докладах контрразведки.
Данные, становящиеся достоянием общественности в виде журналистских гипотез, рисуют образ Чехии как райской базы российских спецслужб, которые протягивают свои щупальца из этой страны все дальше и опутывают ими если не всю Европу, то по крайней мере ее центральную часть. Так считают немецкий и австрийский аналоги чешской СБИ, которые указывают на то, как далеко простирается сфера деятельности российских «дипломатов» и «бизнесменов», живущих в Чехии.
Это имеет особое значение в контексте общеевропейской визовой политики, благодаря которой российские агенты получают возможность свободно перемещаться по всему Евросоюзу. Особенные перспективы открывает активное финансовое, предпринимательское и техническое сотрудничество, которое могут вести чешские фирмы, выступающие прикрытием для российской разведки или «пустышками», которые она создает. Польским ведомствам, отвечающим за безопасность, следует предпринять в этом контексте свои шаги.
Мы не можем быть уверены, в какой степени решения чешских властей отражают их собственный взгляд на политику и экономику, а в какой принимаются с подачи Кремля и соответствуют его интересам. Сами чехи считают Польшу образцом страны, которой удалось при помощи контрразведки создать надежную защиту от вмешательства России в свои внутренние дела. Раз мы способны эффективно противостоять шпионам, прибывающим с востока, возможно, сейчас следовало бы обратить внимание и на другие географические направления.
ЕС — это единое экономическое пространство, которое гарантирует беспрепятственное перемещение товаров и капитала, а также свободу предпринимательства. Напрашивается вопрос, сколько чешских компаний, взаимодействующих с Польшей, на самом деле принадлежат россиянам? И какая доля из них выступает прикрытием для кремлевских спецслужб?
Это очевидные вопросы, на которые очень сложно ответить. Они касаются не только Чехии, но всего бизнеса, приходящего с Запада, в том числе из США. Еще более серьезная проблема заключается в том, как не впасть в паранойю, ведь далеко не каждая компания или бизнесмен работают на путинских агентов. Выяснить правду обязаны наша разведка и контрразведка, одновременно снабжая поляков хотя бы минимальной информацией на эту тему.