Пакистан претендует на Кашмир на том основании, что 90% населения этого региона составляют мусульмане, тогда как Индия утверждает, что эти земли принадлежат ей исторически.
Из-за этих разногласий между двумя странами до настоящего времени трижды вспыхивали войны, много раз происходили локальные конфликты и акты насилия.
Произошедшая две недели назад атака на индийский конвой в районе Кашмира, которая завершилась гибелью 44 военнослужащих, снова подожгла фитиль войны. После того как ответственность за эту атаку взяла на себя террористическая организация под названием «Джаиш-е-Мухаммад», Индия обвинила Пакистан и, проведя трансграничную военную операцию, обстреляла лагерь, находящийся на контролируемой Пакистаном части Кашмира.
После этих событий между двумя сторонами разразились столкновения как в воздухе, так и на земле, и дело приняло опасный оборот. Угроза состоит в том, что эта напряженность может повлечь за собой более масштабную войну и даже ядерную войну. Подобный конфликт впервые происходит после того, как обе страны обзавелись ядерным оружием. И впервые утверждается, что этот обмен любезностями может дойти до применения ядерных вооружений.
Возможно ли такое безумство? Логика и здравый смысл требуют не допустить этого. Ядерный конфликт будет огромной катастрофой как для самих двух соседних государств, так и для всего мира. Несмотря ни на что, лидеры двух стран отдают себе отчет в этом.
Более того, до настоящего времени и конвенциональные конфликты не приносили никакой пользы — не говоря о ядерной войне. Иными словами, эту проблему невозможно решить оружием. Выход — сесть за стол переговоров и достичь консенсуса о политическом урегулировании.
Нынешний кризис следует рассматривать как возможность для этого.
Фиаско на саммите
В конференц-зале исторического отеля «Метрополь» (Metropol) в Ханое все было готово к подписанию соглашения между США и Северной Кореей. Делегации двух стран и сотни следивших за событием журналистов пребывали в волнующем ожидании. В другом зале шли приготовления к обеду, который должен был состояться после церемонии подписания.
Вдруг пришла новость о том, что эти планы отменились. Церемонии подписания не будет. Совместного обеда Трампа и Ким Чен Ына — тоже.
Северокорейский лидер покинул саммит, пустившись в путь вразрез с принципами Ганди. А Трамп, проведя пресс-конференцию, отправился в аэропорт.
На протяжении этого двухдневного саммита обе стороны давали оптимистичные сигналы. Северная Корея должна была сделать конкретные шаги, чтобы прекратить свою ядерную программу, США — отменить экономические санкции в отношении этой страны. Таким образом был бы положен конец «состоянию войны», которое сохраняется в отношениях США с Северной Кореей с 1950-х годов.
Проекты соглашений были готовы, но в последний момент от всего этого отказались. С точки зрения Трампа, причина в том, что Ким настаивал на полной отмене санкций. По словам американского лидера, «в данный момент это не считается уместным».
Одним словом, в Ханое не было достигнуто конкретного прогресса. Единственное утешение и надежда — по крайней мере диалог продолжается.