26 февраля 1988 года в азербайджанском городе Сумгаит начались армянские погромы — одни из предвестников кровопролитной войны между двумя сторонами. В тот же день четыре года спустя произошла самая масштабная бойня той войны, когда армянские силы убили несколько сотен азербайджанцев в городе Ходжалы. Конфликт между сторонами продолжает тлеть, и эти годовщины были поводом как для армян, так и для азербайджанцев вспомнить о трагедиях и поносить друг друга.
Но, на фоне возобновившихся усилий Армении и Азербайджана разрешить конфликт дипломатическим путем, появились признаки снижения уровня напряженности, связанной с этими эмоциональными годовщинами.
Когда президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью российской телекомпании «Россия-24» о Ходжалы в годовщину событий в 2018 году, он высказался об армянской стороне в самых резких выражениях. «Это было проявлением армянского фашизма, — сказал он тогда. — Это было проявлением варварства». Между тем в интервью по тому же поводу и тому же корреспонденту в этом году он вовсе не упомянул армян. Кроме данного интервью он вообще в этом году не высказывался по поводу этой годовщины.
То был маленький шаг, но он воодушевил сторонников мира. «Подобное со стороны президента является сильным, позитивным знаком по сравнению с прошлогодней речью», — сказал западный дипломат в Ереване, согласившийся пообщаться с «Эурейшанет» на условиях анонимности.
Некоторые подвижки в этом направлении уже происходят. Общественное телевидение Армении показало беспрецедентную передачу о том, как армяне и азербайджанцы раньше мирно сосуществовали. Независимый азербайджанский журналист посетил Ереван для подготовки редкой серии репортажей.
Но юбилеи Сумгаита и Ходжалы стали самым тяжелым испытанием для тех, кто надеется смягчить воинственную риторику с обеих сторон.
Сторонники жесткой линии по-прежнему задавали тон 26 февраля, особенно в Азербайджане. На многих принадлежащих азербайджанским дипломатическим структурам аккаунтах в Twitter, в том числе аккаунте Министерства иностранных дел, опубликовали мем под хэштегом #SumgayitProvocation1988, в котором утверждалось, что погромы устроили сами армяне. Правительство продолжало пропагандировать ходжалинские события, которые оно называет «геноцидом», на мероприятиях за рубежом. (По данным правительства Азербайджана, в Ходжалы погибли 613 человек; по независимым оценкам, цифра составляет примерно 400).
И хотя сам Алиев, возможно, смягчил тональность своих высказываний, на прошедшем в Баку масштабном марше, посвященном Ходжалы, можно было увидеть транспаранты, на которых ответственность за убийства возлагалась на «армянский фашизм».
Некоторые участники марша заявили, что пока не готовы к миру. «Я не хочу, чтобы нечто подобное [Ходжалы] повторилось, поэтому я не уверен, что мы сможем жить с такими жестокими людьми, — сказал один из участников, Айдын Оруджев. — Мир — не вариант, пока они не перестанут промывать мозги своим детям, чтобы те ненавидели нас. Они всегда ненавидели нас, и Ходжалы был результатом этого».
«Я не хочу мира, пока они не вернут все наши земли, — сказала другая участница, 66-летняя Севиндж Самедова, добавив, что она из Агдамского района, в настоящее время оккупированного армянскими силами. — Я живу вдали от дома, дома моей семьи, в течение 30 лет. Мир наступит только тогда, когда все станет так, как было до войны».
И хотя правительство Армении, возможно, смягчило свой подход к данному вопросу, другие армяне продолжают раздувать огонь. Уполномоченный по правам человека в непризнанном правительстве Нагорного Карабаха выступил с заявлением, в котором обвинил советские власти Азербайджана в организации сумгаитских погромов. (Между тем историки пришли к согласию, что убийства совершались частными лицами, а власти проявили халатность и не вмешивались).
На неофициальном марше в Ереване, посвященном сумгаитским событиям, участники явно увязывали мероприятие с продолжающимся дипломатическим процессом. Они дали «клятву не допускать уступок территорий, за которые была пролита кровь», говорится в сообщении на новостном сайте «Кавказский узел». (Любое мирное соглашение почти наверняка потребует возвращения армянами хотя бы части ныне занимаемых ими азербайджанских территорий).
«Думаю пока слишком рано ждать реальных изменений в отношении такого рода тем [Ходжалы и Сумгаит], т.к. это очень эмоциональные темы для обеих сторон», — сказал дипломат.
Правительство Азербайджана начало с осторожностью выходить на журналистов, склонных готовить населения к миру, сказала Арзу Абдуллаева, давний активист движения за мир и глава азербайджанского комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи. «Может быть, они хотят начать формировать новое видение корней конфликта, может быть, — сказала она Eurasianet.org. — Никто не знает, каким будет следующий шаг, потому что все очень быстро меняется в зависимости от политической ситуации, геополитической ситуации».
Тем не менее, по ее словам, эмоции по поводу Ходжалы наверняка не улягутся. Она поделилась воспоминаниями о том, как работала в Карабахе в 1992 году, помогая выжившим после убийств. «Это было очень больно, это происходило на наших глазах», — сказала она.