Уходят дни и недели, а обещанный рейд украинских (не только украинских) военных кораблей через Керченский пролив все откладывается. При том совершенно очевидно, что если проход через пролив не состоится в ближайшие две недели, то не состоится он и в ближайшие полгода.
И штука тут вовсе не в том, что этот рейд является «предвыборным пиаром Петра Порошенко», как то пытаются представить не только в российских СМИ, но и в штабах конкурентов действующего президента Украины… Просто решение такого уровня и значения может принять только легитимный главнокомандующий. Которому потом придется сосредоточиться на результатах подобного решения. А в ближайшие полгода у главнокомандующего — кем бы он ни был — однозначно будут другие хлопоты.
Зато новости этого уикэнда частично проливают свет на причины промедления с рейдом. Очевидно, в феврале шел большой дипломатический торг относительно того, кто из западных союзников и в какой форме может принять участие в таком мероприятии. Этот торг происходил, в частности, и в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности, где вице-президент США Майк Пенс пытался убедить канцлера Германии Ангелу Меркель отправить немецкие военные корабли в Керченский пролив.
Как сообщил «Блумберг», соблазнить фрау канцлерин этой идеей Пенсу не удалось — она наотрез отказалась «рисковать». При этом, еще и сослалась на позицию Петра Порошенко, который отмечал, что разовая демонстративная акция вряд ли будет достаточной для решения проблемы с Керченским проливом. По информации «Блумберг», отказалась посылать свои военные корабли в пролив и Франция.
Можно искать разные обоснования для решения Меркель — от «она продалась Газпрому и собирается стать персональной пенсионеркой вроде Шредера» до «Трамп раздражает Меркель не хуже Путина, и она не собирается выполнять его указания». Причины принятого решения не такие уж и важные. Если учесть тот факт, что Ангела Меркель — без двух лет (если не меньше) пенсионерка, а даже в ее собственной партии взгляды на противодействие России радикально разнятся, то нынешняя позиция Берлина явдяется явно «временной». Важно то, что Украина в деле прохода через Керченский пролив остается наедине с Россией. Конечно, как страны ЕС и США, так и ОБСЕ готовы обеспечить наблюдение за проходом украинских кораблей с суши, с моря, из космоса и откуда угодно еще. Что, на самом деле, заметно уменьшает вероятность повторения событий прошлого ноября. Но риск для украинских моряков остается все равно существенным.
И теперь украинский главнокомандующий стоит перед непростым выбором. С одной стороны, отмена запланированного рейда станет свидетельством неготовности отстаивать свои права в споре с Россией. Не говоря уже о возможных «флуктуациях» с рейтингом из-за невыполненного обещания — и, наоборот, вызовет положительную реакцию общества в случае, если проход удастся успешно осуществить.
С другой стороны, в случае повторного захвата украинских кораблей, появится новый стимул для антироссийских санкций со стороны ЕС и США. Но при этом будет нанесен неслабый удар по политическому рейтингу президента, которого неизбежно обвинят в «желании попиариться, которое привело украинских моряков в российскую тюрьму».
Впрочем, если судить по вчерашним маневрам буксира «Корец», который проводил «антидиверсионные» учения, и моряки которого готовились отражать абордажную атаку на корабль при поддержке боевой авиации, Порошенко все же готовит проход через Керченский пролив. Или, не приняв окончательного решения, пытается сохранить все возможные варианты решения этой проблемы открытыми. Впрочем, в течение ближайших двух недель все тайное станет явным. Мы узнаем о том, каким было решение Петра Алексеевича. И какими будут его последствия.