Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неизвестный «Гранд Чероки»: гроза российских дорог в «лихие 90-е» (Gizmodo, США)

© Фото : Кинокомпания СТВ, 2000Кадр из фильма «Брат 2»
Кадр из фильма «Брат 2»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Америке джип «Гранд Чероки» угодил в чистилище вторичного рынка, став машиной, на которой рассекают старшеклассники, потому что ее не жалко «убить». Однако в России «Чероки» — один из немногих живых артефактов так называемых лихих 90-х. Автор статьи и его русский друг попытались разобраться, откуда у джипа такая репутация. Копать им пришлось глубоко.

Холодным январским вечером я припарковался на обочине в промышленном районе Санкт-Петербурга. Там мы договорились встретиться с человеком, которого я дальше буду звать «Олегом».

Олег водит Джип «Гранд Чероки» ZJ 1996 года выпуска. В комплектации «Орвис» у него восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 5,2 литра. Пока мы беседовали у капота его машины, на нас оборачивались прохожие, а некоторые даже одобрительно показывали большие пальцы. Другие спрашивали, сколько стоит, на что Олег зловеще отвечал: «Такие машины не продаются».

В Америке «Гранд Чероки» ZJ вошел в самую печальную стадию своего жизненного цикла. Он еще не стал классикой — как, например, «Гранд Вагонир» (Grand Wagoneer) или CJ — но и современным считаться перестал. «Чероки» угодил в чистилище вторичного рынка, став машиной, на которой рассекают старшеклассники, потому что ее не жалко «убить». Однако в России ZJ — один из немногих живых артефактов так называемых диких 90-х. Мы с Олегом попытались разобраться, откуда у джипа такая репутация. Копать, как ни крути, пришлось глубоко.

1990-е Олег застал подростком. Времена были нелегкие. Советская авторитарная система рассыпалась. Кому-то новая эпоха показалась многообещающей. Цензура исчезла, и многие потянулись за запретными плодами запада — жевательной резинкой, джинсами и бигмаками. Другим же 90-е принесли лишь трудности и невзгоды. В 1992 году инфляция достигла 2600%.

Для преступного мира России 90-е стали золотой эрой. Правоохранительные органы были в зачаточном состоянии, буйным цветом цвело предпринимательство, а с ним и рэкет. Организованные группировки подмяли под себя весь бизнес от уличных киосков до сибирских нефтедобывающих компаний.

На этом фоне в страну повалили подержанные автомобили со всего света — Западной Европы, Японии (кстати, этот поток не иссяк до сих пор) и Северной Америки. А ведь еще недавно в стране были лишь «москвичи» да «лады», за которыми люди стояли годами. Теперь же российские дороги заполонили самые экзотические машины — Форды «Темпо», Тойоты «Марк II» и Вольво 940. В них все управлялось кнопками, имелся впрыск топлива, подушки безопасности и даже работающие тормоза.

Россию наводнили иномарки, и в стране быстро сложилась статусная автокультура. У криминальных авторитетов было свое мерило крутизны — чем больше и дороже твоя тачка, тем лучше. Машины русских гангстеров словно предупреждали заранее: «не лезь, хуже будет!». На их вкус идеальной машине полагалось выглядеть задиристо и претенциозно одновременно. Тут для «Гранд Чероки» и наступил звездный час.

Модель ZJ могла похвастать всеми американскими удобствами, при этом была долговечна и отлично справлялась с российским бездорожьем.

Совокупность этих качеств и отличали «Чероки» от конкурентов по классу рамных внедорожников вроде Тойоты «Лэнд Крузер 80» (Toyota Land Cruiser 80) или Ниссана «Патруль Y60». Их начинка была весьма спартанской, а силенок было маловато. Благодаря же «Чероки» гангстеров в городском потоке было видно за версту. В нем запросто умещалась целая бригада с «калашами». Катить себе на «стрелку» с комфортом — спасибо сидениям с подогревом зада.

Больше всего модель ZJ полюбилась «браткам». По криминальной иерархии ехать на разборки с конкурентами выпадало именно им. Поэтому им нужна была машина, чтобы отпугивала непрошеных гостей — и пускала пыль в глаза противникам. Кроме того, требовалось побольше «лошадей», чтобы, если понадобиться, вырулить из засады по бездорожью. Благодаря восьмицилиндровому V-образному двигателю «Чероки» справлялся с этой задачей лучше других.

Мафиози высшего калибра предпочитали Мерседес S600 (на сленге «Кабан»), а бандиты катались на джипах вроде «Гранд Чероки».

Суровые российские зимы отправили на тот свет немало американских автомобилей, однако «Чероки» доказал свою жизнестойкость. Вспомним, хотя бы, Линкольн «Таун Кар» (Town Car) — а их немало бороздило российские дороги в 90-х. Мир их праху. Даже представить себе жутко, как эти несчастные лимузины обреченно громыхали по забытым богом дорогам, мечтая вернуться обратно, к кольцевым развязкам солнечной Флориды.

И все же от краж, перестрелок и случайных взрывов — примет «диких 90-х» — у «Чероки» иммунитета не было. До 21-го века дожили не все — можно сказать, преждевременно скончались.

Собрать статистику о «Гранд Чероки» в России невероятно сложно — а может, и вовсе невозможно. Ввозили их в основном серые перегонщики, и даже у тех немногих, что уцелели, документы крайне мутные. Толком не скажешь ни сколько осталось, ни сколько их вообще завезли.

Ясно одно — в руки Олега попал подлинный раритет. Сохранилась даже заводская краска болотного цвета.

Сегодняшняя Россия — совсем другая страна. Санкт-Петербург, где когда-то снимали культовые гангстерские ленты вроде «Брата», теперь кишит крафтовыми пивоварнями и кофейнями. «Дикие 90-е» закончились, экономика начала приходить в себя, а с нею неминуемо грянул новый автомобильный бум. Сегодня дорогой иномаркой никого не удивишь — они давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. В крупных городах Порше «Кайенн» (Porsche Cayenne) стал столь же привычным зрелищем, как Тойота «Камри» (Toyota Camry) последней модели.

Кто-то скажет, что «Гранд Чероки» Олега в относительную стабильность современной России не вписывается. Но куда бы он ни ехал, на машину оборачиваются зеваки. В США хрестоматийные «плохиши» гоняют на Шевроле «Камаро» (Camaro) третьего поколения. В России эту нишу занял «Гранд Чероки» — его криминальная слава навеки стала частью поп-культуры.

Ближе к концу нашей беседы Олег признался: «Меня редко подрезают в потоке. Для тех, кто застал 90-е, „Гранд Чероки" — нечто заоблачное. С его владельцем лучше не тягаться».

Миша Ланин — родом из Бруклина, Нью-Йорк. Живет в Санкт-Петербурге, в окружении советским машин и музыкальных инструментов. Инстаграм.

Обсуждение
Комментариев: 24
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
levenkool:)
13 марта 2019, 01:27
ничего хорошего в 90-х не было, правда есть что вспомнить...
B
Balta
13 марта 2019, 10:10
levenkool:), мне, кажется, 90-е могут вернутся снова - сколько можно свободу зажимать? Да и обществе такая же недовольство всем, как и в конце 80-х.
а
азесмь
13 марта 2019, 03:27
про Гранд Чероки уже особо и не помнит никто. Роль хрестоматийного плохиша уже давно и пожалуй еще надолго перешла к "Гелику".... поэтому не надо тут ерунду писать всякую
ma
medieval alchemist
13 марта 2019, 04:57
Жалкие понты, так называемых "четких пацанчиков", которые в 90-е чувствовали себя хозяевами жизни, а сейчас таксуют на разваливающихся тачках 1995-1998г. выпуска.
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 09:05
medieval alchemist, всё очень просто. Не выдержав конкуренцию на американском рынке с этой моделью, Jeep влез на российский демократизированный рынок.
K
Kvazar
13 марта 2019, 06:07
Вообще-то "спортсмены" тогда на Бумерах в основном ездили. Да и Мерседес считался "автомобилем для перевозки преступников".
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 09:08
Kvazar, скажи ещё про ВАЗ 2109. Видать, пострадалец.
K
Kvazar
13 марта 2019, 09:25
Тогда я рано ходил на работу и пока не было дворника, по дороге собирал для коллекции стрелянные гильзы )
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 09:37
Kvazar, "собирал для коллекции стрелянные гильзы" Для Вашего уровня развития это норма.
K
Kvazar
13 марта 2019, 10:29
Да, мне как гуманитарию с двумя высшими, надо оставлять такие предметы в архиве для будущих музеев )
intuzazist
13 марта 2019, 06:26
А сколько бензина "жрёт" этот раритет!!! Газульку подкинешь и стрелка топливомера на глазах уходит к нулю.........
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 09:08
intuzazist, волка ноги кормят.
sashutik
13 марта 2019, 07:46
Ерунда какая-то, может и встречаются где-то эти динозавры, но на них уж точно никто не оборачивается.
CTPAX
13 марта 2019, 08:59
Ломучее прожорливое ...овно этот ваш Чероки. В столице «славa» главной гангстерской машины 90-х принадлежит скорее BMW, чем ZJ. Для гопников попроще - «девятка»
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 09:09
CTPAX, гангстеры - это гопники от Версаче.
Чтоб я так жил
13 марта 2019, 08:59
"Для преступного мира России 90-е стали золотой эрой. Правоохранительные органы были в зачаточном состоянии, буйным цветом цвело предпринимательство, а с ним и рэкет. Организованные группировки подмяли под себя весь бизнес от уличных киосков до сибирских нефтедобывающих компаний." Очередные мифы древней греции от эмигрантов, видевших СССР в ползунках, а 90-е - с борта самолёте, улетающего в Израиль. До демократизации 90-х в СССР вообще не было "правоохранителей", а была карательная милиция и надзор КГБ. В Гулаге сидело 98% населения, поэтому когда пришла свобода, люди в растянутых в ьбласти колен тренировочных стали подменять под себя промышленность и торговые палатки, т.к. в СССР не было цивилизованной торговли. Карточная система повелась со времени клептократического авторитарного режима Петра Великого, когда он вместе с корешом с погонялом Меньшиков подмял под себя региональную державу. В те времена ещё США на карте не было, не говоря о Гранд Чероки.
I
IR_SPb
13 марта 2019, 09:04
гранд широкий - это лошадка столичных решал , и машина провинциальных бизнесменов- братков одновременно. Охрана важных персон ездила в гелике, А пучеглазый мерс, побыв в европах такси - стал статусом воров из бюджета, если в черном цвете. Про бумеры , новые и старые - снят фильм и есть песенка. И асфальтовая 99я для простых парней с битами в провинции. Но все это на равнине. Чем выше горы, тем ниже Приоры.
Spax2018
13 марта 2019, 09:49
"Кому-то новая эпоха показалась многообещающей. Цензура исчезла, и многие потянулись за запретными плодами запада — жевательной резинкой, джинсами и бигмаками. Другим же 90-е принесли лишь трудности и невзгоды. В 1992 году инфляция достигла 2600%." Слава КПСС! Лихо так серпасто-молоткастые выродки с красной звездой во лбу продали Родину за жвачки с Дональдом и порнуху с Чиччолиной.
w
wat?
13 марта 2019, 10:53
Spax2018, придумай что-то еще, на срач об ссср уже не ведутся
Spax2018
13 марта 2019, 11:00
wat?, придумайТЕ. Говорите мне ВЫ. Пишу один раз. Ведутся еще как. По 40 коментов под постом. Эта тема при нашей жизни точно (лет 20 еще) будет крайне актуальна. ...После уже вырастет пару поколений для которых СССР - это как Римская Империя. Просто строчки из учебника. Ну а мы, помнящие совок - просто уйдут в мир иной.
russ_land
13 марта 2019, 10:49
че за бред братки катались на бумерах а по беднее на девятках а на Гранд Чероки ездили крайне редко
fulgur
13 марта 2019, 12:28
"В них все управлялось кнопками, имелся впрыск топлива, подушки безопасности и даже работающие тормоза." И как же мы до этого 70 лет жили то без тормозов???
Villy_Churak
13 марта 2019, 13:46
Хочу относительно свеженький Гранд-Чероки 6,4 литра. Но не куплю. Жена убьёт.
v
voronov77
13 марта 2019, 14:28
в 90 годы гранд чероки появился у андрея макаревича(машина времени,если еще кто то помнит)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем