Сегодня в Ливане усиливается российско-американской конкуренция. Интерес двух самых влиятельных стран мира к этой маленькой стране растёт, возвращая нас в атмосферу холодной войны 60-х и 70-х годов.
Это подтверждает серия визитов американских официальных лиц в Ливан и визит президента Ливана Мишеля Ауна в Россию. Российские культурные, информационные и исследовательские учреждения также проявляют внимание к событиям в Ливане и арабском мире, организовывая визиты исследователей и писателей в эту страну.
Очевидно, военное вмешательство Москвы в сирийский конфликт усилило российское влияние во всем арабском мире, в то время как Соединенные Штаты столкнулись с множеством проблем в этом регионе с момента принятия президентом Дональдом Трампом решения о выводе войск из Сирии. В настоящее время они, активизируясь, пытаются успокоить региональных союзников.
Визит госсекретаря Майка Помпео в Ливан и другие страны Ближнего Востока, а также более раннюю поездку его помощника Дэвида Саттерфилда нужно рассматривать как часть усилий Соединенных Штатов, направленных на подтверждение их политического и военного присутствия. Для них важно продемонстрировать, что они не собираются отдавать региональную арену Москве и ее союзникам.
Все эти события стали предметом обсуждения в ходе особой, закрытой встречи в Бейруте. В ней приняли участие российские востоковеды и представители политических и медиа-кругов из Ливана и других стран. Стороны обсудили события, происходящие на ливанской и региональной аренах, перспективы российско-американского конфликта и будущее арабского мира.
Российские исследователи проявили интерес к мнению ливанских и других арабских исследователей о последних событиях в Ливане, перспективах изменения роли Москвы и восприятию арабами этой роли. Также их внимание привлекли такие вопросы, как оценка российских средств массовой информации, степень взаимодействия арабской общественности с этими СМИ и перспективы конфликта в регионе. Наконец, участники обсудили, как развитие событий в Сирии оказывает влияние на различные аспекты российско-американского конфликта.
Со своей стороны, ливанские и другие арабские исследователи также представили взгляд на эти события. Они по-разному оценили ситуацию в Ливане и перспективы конфликта в регионе. Так, к примеру, некоторые участники встречи посчитали, что слишком рано давать оценку ситуации и говорить о победе одной оси над другой, поскольку мы все ещё наблюдаем переходную фазу, и регион продолжает меняться. Эти изменения определяются развитием ситуации на сирийской арене, ходом арабо-израильского конфликта и американо-иранского противостояния.
Согласно другой точке зрения, конфликт в Сирии был урегулирован в пользу российско-иранской оси, хотя Турция по-прежнему играет эффективную роль и окажет влияние на следующем этапе. Тем временем американцы и их союзники не смогли достичь целей, к которым они стремились в течение последних лет, и сегодня пытаются компенсировать потери. С этой целью они активизируют своё политическое и военное присутствие, действуют в сфере безопасности. Кроме того, они усиливают финансово-экономическое давление на Иран и Сирию, блокируют попытки вернуть последнюю в Лигу арабских государств и чинят препятствия возвращению сирийских беженцев в родную страну.
Очевидно, интерес России к Ливану и региону в целом растет. Тем временем, американцы пытаются не допустить усиления российского влияния и стараются удержать его в определенных пределах, активизируя свою политику. Это может открыть двери для многих сценариев, в том числе сценария военной эскалации на нескольких фронтах (ливанском, сирийском, палестинском и иранском). Все региональные вопросы останутся предметом обсуждения и дебатов, пока окончательно не станет ясна картины данного конфликта.
Пока не будут чётко определены перспективы конфликта, народы арабских стран продолжат платить за противоречия. Ситуация напоминает времена российско-американской холодной войны, однако сегодняшний конфликт горячее, чем в 60-е и 70-е годы.