Своей клятвы повысить уровень жизни российский президент Владимир Путин не сдержал. Во всяком случае, благотворительная кухня в столице Карелии Петрозаводске каждый день кормит по пятьдесят детей.
Светлана Туюсова встречает меня у обычной многоэтажки на улице Краснофлотской, чтобы я не заблудилась. Вместе с Галиной Мальцевой они держат на первом этаже благотворительную кухню, где всем бесплатно наливают суп.
Очень мило с ее стороны меня встретить: я чуть было не прошла мимо, хотя эти места мне знакомы и я тут не раз бывала.
Существует на пожертвования
Благотворительная кухня работает уже двадцать лет. Пятнадцать лет деньги исправно поступают из Финляндии. Общество друзей Прибалтики из Остроботнии регулярно перечисляет средства на покупку продуктов.
А их надо немало. Каждый день кухня кормит около пятидесяти детей. Многим из них больше негде поесть горячей еды.
Обедать приходят и старики из соседних домов. Некоторые забирают суп с собой и едят его дома.
От властей — лишь помещение, а денег нет
Кухню держит фонд «Милосердие». Он тоже существует на пожертвования. Некоторые компании помогают хлебом и молоком. Частные лица дают деньги и вещи.
От властей Петрозаводска фонду досталось лишь бесплатное помещение, но никакой денежной помощи от них не дождешься — даже за свет и отопление приходится платить самим.
Председатель фонда Манолес Гаджимусаевич не отказался бы от поддержки городских властей, но он хорошо понимает: денег нет.
«У нас обычный провинциальный город. Денег в обрез», — говорит Гаджимусаевич (так у автора — прим. перев.).
Голодные дети
Приходит группа шестиклашек, и Светлана с Галиной спешно разливают суп, чай и какао, накладывают макароны.
Сегодня дают гороховый суп с копченой ветчиной и макароны с сыром. Из напитков на выбор чай, какао и русский морс, напиток из фруктов и ягод.
Что дети голодные, видно сразу. Макароны с сыром — любимое блюдо, некоторые мальчишки с аппетитом съедают по две порции. В России обед всегда состоит из двух блюд — суп и второе — и даже благотворительная кухня не исключение.
Сотрудничество со школами
Дети, которые приходят сюда за супом, живут с родителями, но у них трудности в семье. Главным образом речь идет о нищете, алкоголизме, безработице и болезнях.
Кухня сотрудничает с четырьмя окрестными школами. Там детей из неблагополучных семей хорошо знают и отправляют за поддержкой.
Светлана Туюсова и Галина Мальцева обе пенсионерки, времени на благотворительность у них хватает. Они делают большое дело, и некоторых детей знают уже много лет.
Средний класс растет, но бедняков тоже стало больше
Российское государство в 2000-х годах бросило значительно усилия на искоренение нищеты. Появился ряд программ, призванных сгладить разрыв между бедными и богатыми.
По мнению Светланы Мареевой из Высшей школы экономики (ВШЭ) в Москве, это в какой-то мере удалось.
На сегодняшний день считается, что порядка 40% россиян относятся к среднему классу. Пятнадцать лет назад их доля составляла лишь 10%. Тому, что ситуация изменилась, две причины.
«Отчасти положение бедняков улучшилось, отчасти обеднели богатые», — говорит Мареева.
Но доля бедняков при этом не изменилась. По подсчетам ВШЭ, в бедности живут целых 40% россиян — больше, чем по данным официальной статистики.
Многие россияне оказались даже за чертой бедности, им нечего есть, и у них нет крыши над головой.
Страдает общество целиком
Широко распространена так называемая относительная бедность: людям не по карману здоровое питание, достойное жилье и новая одежда.
«Это не может не сказываться на их здоровье и образовании», — отмечает Мареева.
С точки зрения здравоохранения, когда страдают целых 40 миллионов человек — это тревожный сигнал. Такая ситуация влечет за собой дополнительные расходы на социальные программы и медицину, а в долгосрочной перспективе рискует лишь углубить раскол в обществе.
Основная причина бедности — низкие зарплаты.
В больших городах и в сельской местности бедность ощущается по-разному. В городах заработок найти проще. Многим приходится работать на двух работах, чтобы свести концы с концами. В деревне доходы крошечные, но есть подспорье в виде сельского хозяйства.