Прошло уже пять лет с тех пор, как Россия аннексировала Крым. Это был первый случай со времен Второй мировой войны, когда одно европейское государство захватило территорию другого. И второй раз за шесть лет, когда Россия присвоила себе территорию одного из своих соседей.
В конце февраля 2014 года Россия отправила своих военнослужащих — замаскированных и одетых в форму без знаков отличия — в Крым, стратегически важный полуостров на юге Украины. Пророссийский президент Украины Виктор Янукович бежал из страны еще раньше, после того как его свергли демонстранты, выступающие за демократию. Эти вооруженные силы быстро установили контроль над полуостровом. Россия ловко организовала фиктивный референдум, на котором неправдоподобно высокий процент голосовавших (95.5%) высказались за присоединение Крыма к России.
Западные лидеры объявили референдум «незаконным» и «нелегитимным» и призвали к «диалогу» и «деэскалации». Но пока Запад колебался, Украину уже расчленили.
18 марта 2014 года одним росчерком пера Путин подписал договор о вхождении Крыма в состав России. Путин заявил, что аннексия продиктована необходимостью защитить этнических русских на полуострове. На деле это был результат неудовлетворенности России мировым порядком, установившимся после Второй мировой, о чем Путин, как известно, заявил на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Все говорит о том, что возрождающаяся националистическая Россия будет пытаться вновь подчинить себе государства, которые были заложниками Советского Союза, и вернуть себе то, что, по мнению Кремля, она потеряла.
Запад все-таки наложил на Россию санкции. Первыми были США, затем ЕС во главе с Великобританией применили адресные меры против отдельных лиц и организаций, которые имели отношение к аннексии. Но это произошло слишком поздно, и этого было слишком мало, чтобы сдержать стремление Путина к экспансии. В апреле 2014 года Россия начала войну на востоке Украины. В этом конфликте, по данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), погибло более 13 тысяч человек. Война продолжается и по сей день, оказываясь таким образом самой продолжительной в Европе за почти что сто лет.
За последние пять лет Россия перенесла свою подпитываемую нефтью клептократию на крымскую почву. Согласно ООН, на полуострове оппозиция лишена права голоса, регулярно нарушаются права человека и буйным цветом цветет организованная преступность. Тем временем Россия резко увеличила размеры и мощь своих сухопутных войск, присутствующих в регионе, и Черноморского флота. Новые системы воздушной и береговой обороны позволяют выстроить систему ограничения доступа / блокирования зоны практически по всему Черноморью, — включая территорию некоторых членов НАТО, таких как Болгария, Румыния и Турция.
Российская агрессия не всегда принимает сугубо военную форму. Украина послужила «выжженной землей», тренировочной площадкой для кремлевских гибридных военных действий. Москва пыталась посеять смуту и расколоть общество с помощью направленной коррупции, пропагандистских кампаний, войны в киберпространстве, — все это она сначала опробовала там (и в других частях Восточной Европы), прежде чем двинуться на Запад. В конце марта украинцы будут голосовать за нового президента Украины, и Россия активно вмешивается в процесс выборов.
Если Запад всерьез намерен устранить исходящую от России угрозу, ему нужно вывести свою игру на новый уровень. США уже проложили верный курс, используя одни из самых мощных финансовых инструментов в своем арсенале, которые прежде применялись лишь против государств-изгоев, террористических организаций и международной организованной преступности. ЕС, в свою очередь, продемонстрировал намерение расширить существующие санкции: в феврале восемь россиян попали в черные списки после того, как 24 украинских моряка и их корабли были незаконно задержаны в Керченском проливе.
Все эти меры очень важны, но необходимо предпринять гораздо больше. Присутствие НАТО в Черноморском регионе должно быть усилено. В Крым необходимо направить наблюдателей от международных организаций по правам человека, а к лицам, виновным в нарушении прав человека в этом регионе, применять закон Магницкого.
Как бы то ни было, Запад лишь начинает наверстывать упущенное. Его изначальный ответ на аннексию Россией Крыма был слишком вялым, и это помогло Путину стать сильнее. С тех пор нам приходится постоянно сталкиваться с последствиями этого, от Сирии до Солсбери.
Госпожа Наталья Галибаренко — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Великобритании. Доктор Эндрю Фоксолл — директор Центра исследования России и Евразии в Обществе Генри Джексона.