В Европе в целом самоубийства чаще совершают мужчины, а в африканских странах — женщины, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
По статистике ВОЗ, в период с 2000 по 2016 год доля самоубийств в Латвии сократилась. Если в 2000 году в Латвии было 29,7 самоубийства на 100 000 жителей, то в 2016-м — 17,2. Правда, в период с 2010 года по 2016 год число самоубийств практически не изменилось. Около девяти лет назад в Латвии было констатировано 18,8 самоубийства на 100 000 жителей. Доля самоубийств среди мужчин в 2016 году была значительно выше — 31 на 100 000 мужчин. У женщин этот показатель составлял 5,1.
Информация Центра профилактики и контроля заболеваний (SKPC) свидетельствует о том, что в период до 2007 года в Латвии наблюдалось стремительное падение числа самоубийств, а затем этот показатель немного изменился. Данные SKPC и ВОЗ немного разнятся. Например, согласно SKPC, в 2016 году в Латвии было совершено 18,6 самоубийства на 100 000 жителей.
Следует отметить, что в период с 2010 по 2016 год наблюдался небольшой рост числа самоубийств среди женщин. Количество самоубийств среди мужчин в это время уменьшалось.
Чтобы понять, почему в Латвии столько самоубийств и почему мужчины решают уйти из жизни чаще, чем женщины, DELFI Viņa обратилась к врачу-психотерапевту Артуру Утинансу.
Интернет, генетика и недоступность помощи
Утинанс объясняет, что самоубийство главным образом совершает люди, страдающие от депрессии. Кроме того, высокому риску самоубийства подвержены мужчины, страдающие от шизофрении. Это связано с тем, что они не могут реализовать себя ни финансово, ни эмоционально. Во всех случаях к самоубийству приводит беспомощность и чувство безнадежности. Этому могут способствовать очень разные факторы — как биологические, так и социальные.
На вопрос о том, почему в определенных регионах и странах более высокая доля самоубийств, а в других — ниже и почему Латвия находится в верхней части антитопа самоубийств, психотерапевт ответил, что такую статистику нельзя оценивать однозначно. Он также подчеркнул, что это объясняется не экономическими факторами, а социальной практикой, например, крепостью связи людей с их биологическими родственниками. Очевидно, что в южных странах эти связи обычно крепче, чем в северных. На юге Европы обычно поддерживают отношения не только с самыми близкими членами семьи, но и с более дальними родственниками, что помогает создавать сильную социальную поддержку.
Утинанс также отмечает, что игры, в которых дети общаются друг с другом, способствуют формированию ощущения принадлежности. А это является важным фактором для обеспечения благодушного настроения. Если же человек разочарован своей жизнью, не чувствует принадлежность ни к одной группе, то увеличивается не только риск самоубийства, но и вероятность того, что он присоединится к какой-то секте или экстремальной организации, которая поможет ему получить чувство принадлежности, смысла и наполненности жизни.
Кроме того, нельзя забывать о биологии. У части людей склонность к депрессии, неспособность чувствовать счастье, а также более высокий риск самоубийства может быть связан с генетическими факторами.
Утраченная любовь: наиболее высокий риск в молодости и старости
Одна из групп риска — молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. В этом возрасте человек может очень остро реагировать на отвержение его в романтических отношениях. Не справившись со своими чувствами, молодой человек может решиться на отчаянный шаг. Специалист указывает, что юноши совершают самоубийство в такой ситуации чаще, чем девушки.
Большому риску самоубийства подвержены и люди, которые в старости теряют своего спутника жизни. В такой ситуации человек может утратить смысл жизни и само желание жить.
Утинанс отмечает, что люди часто совершают самоубийство, потому что им кажется, что они оказались в безвыходном положении и уже не будут счастливы. Но в реальности это нередко просто иллюзия безнадежности. Исключение может быть только в тех случаях, когда человек тяжело болен, страдает от сильной боли и у него нет надежды на восстановление. Иногда в таких случаях желание лишить себя жизни не может смягчить ни терапия, ни помощь профессионалов.
Импульсивность и отсутствие социальной помощи — высокие риски для мужчин
На вопрос о том, почему мужчины совершают самоубийство чаще, чем женщины, Утинанс ответил, что на это влияют как биологические, так и социальные факторы. Например, мужчины более импульсивные. Существенными являются и некоторые исторические факторы. Например, раньше мужчины, не чувствовавшие себя реализовавшимися, отправлялись на войну, где часто теряли жизнь. А если они выживали, то становились героями, у которых больше возможностей привлечь к себе желаемого партнера.
Важно также и то, что женщины свободнее говорят о своих эмоциях, а также у них часто лучше развита способность создавать отношения. Это означает, что у женщин более широкая социальная поддержка, они реже чувствуют себя одинокими и отверженными. В кризисной ситуации у них больше людей, к которым можно обратиться.
Часто случается, что женщины после распада отношений продолжают поддерживать контакты с друзьями бывшего партнера, например, поздравляя их в дни рождения и другие праздники. В то же время мужчины могут потерять связь даже со своими друзьями.
Говоря о движении за равенство полов и против строго определенных гендерных ролей, Утинанс признает, что в некоторых случаях это приносит пользу и мужчинам. Например, то, что и мужчины могут выражать свои чувства. Психотерапевт отмечает, что за последние годы увеличилось количество мужчин, которые предпочитают решать свои проблемы с помощью специалиста. Несмотря на то, что многие люди по-прежнему выступают против психотерапии, в целом тенденция позитивная.