Вена (Австрия) — Освобожденный под залог украинский олигарх, которому грозит в США тюремный срок в несколько лет, искрит остроумием по поводу интеллекта Дональда Трампа. Одновременно он постарался дистанцироваться от бизнеса Пола Манафорта. Все это он говорит в эксклюзивном, освещающем многие темы интервью, данном Daily Beast в его венском бизнес-офисе, очень напоминающем дворец.
Дмитрий Фирташ — украинский олигарх-изгнанник, продолжающий контролировать большую часть газораспределительной системы Украины. В свое время он подружился с Манафортом, вел бизнес с российским государственным газовым гигантом и таким образом был взят на мушку департаментом юстиции США еще в дни президентства Барака Обамы. Его фигура постоянно маячит за кулисами саги о российском вмешательстве в американские выборы — но теперь он утверждает, что настоящая проблема — это американское вмешательство в дела Украины.
В течение последних нескольких лет Фирташ постоянно оказывался в центре геополитически важных политических схваток на Украине. Этот бизнес-магнат, чье состояние оценивалось на уровне 500 миллионов долларов в 2014 году, разбогател после развала Советского Союза. В интервью «Дэйли бист» (Daily Beast) он рассказывает, что вскоре после развала СССР он переехал из Украины в Москву, чтобы расширить свой бизнес по торговле продуктами питания. Заключив сделку с группой туркменских бизнесменов (он познакомился с ними в ныне снесенной гостинице «Россия», которую описывает как «по-советски очаровательную»), он столкнулся с необходимостью получить с этих туркменских партнеров полагающиеся ему выплаты. Приехав в Туркмению, по его собственным словам, Фирташ узнал, что у туркмен наличных нет, а вот зато природного газа у них полно. Поскольку после развала СССР Москва прекратила централизованно управлять газовой индустрией, туркмены просто не знали, что делать с добываемым на их территории голубым топливом, — как его распределять и как продавать. В этот момент, рассказывает Фирташ, он и стал газовым трейдером. Он просто вовремя протиснулся в дверь, за которой, как оказалось, его ждали фантастическое богатство, огромная политическая власть, а в самом конце коридора — предъявление обвинения и освобождение под залог.
Торговля газом позволила Фирташу установить тесные деловые связи с Кремлем, включая создание на паритетных основах (50 на 50 процентов) совместной компании с российским Газпромом. Компания занималась продажей газа на Украине. Специалисты по России неоднократно отмечали этот факт как доказательство того, что Фирташ — засланный казачок от Москвы. Фирташ, однако, парирует, что Газпром обратился к его компании, потому что ценил опыт, накопленный Фирташем в газовом трейдерстве еще со времен его работы на газовом рынке Средней Азии.
Благодаря все той же работе в газовой сфере Фирташ встретился с человеком, которому предстояло стать одним из самых разыскиваемых в мире преступников, — с Семеном Могилевичем. Этот русский мафиози много лет состоял в списке самых разыскиваемых лиц американского Федерального бюро расследований (ФБР). Бывший советский шпион Александр Литвиненко еще до того, как он был отравлен в Британии, утверждал, будто точно знает: у Могилевича и Путина были «хорошие отношения». Об этом в деталях сообщил своим читателям «Бизнес инсайдер».
«Половина Советского Союза его знает, да, можно сказать, все его знают, — говорит Фирташ. — Он с Украины. Он так широко известен, что я, конечно, не единственный, с кем он встречался. Насколько помню, мы пересеклись в одной газовой компании. Но я не хочу ее называть». «Да, мы знакомы, я лично с ним виделся, но у нас никогда не было связей по бизнесу или каких-то еще деловых отношений», — продолжает Фирташ и добавляет, что это, мол, «было бы некрасиво» с его стороны — назвать компанию, на которую Могилевич работал.
Фирташ утверждает, что даже не искал этой встречи с представителем госдепартамента, которая выявила его знакомство с Могилевичем. По словам Фирташа, его собственный друг поговорил с ним — и убедил преодолеть опасения, которые первоначально удерживали Фирташа от встречи с американским послом. Фирташ и посол, по словам бизнесмена, проговорили тогда более двух часов, и обсуждали они «настроения на Украине», биографию самого Фирташа и другие невинные темы. «Меня устраивал этот разговор, — вспоминает теперь Фирташ. — И я даже забыл об этой беседе. И вот, спустя столько времени, Wikileaks публикует это сообщение посла. Я не мог понять, о чем это вообще».
В сообщении посла указывалось: Фирташ «признал связи с лидером российской организованной преступности Семеном Могилевичем». А теперь Фирташ возражает, говоря, что эта информация, должно быть, была кем-то сфабрикована. В интервью с Daily Beast, однако,он отказался указать, кого же конкретно он винит в этой «фабрикации».
Когда Daily Beast обратился за комментарием к бывшему послу Тейлору — теперь он исполнительный вице-президент в Институте мирного процесса (США) — экс-посол отказался обсуждать посланную в госдеп телеграмму и свою встречу с Фирташем. Но он постарался защитить госдепартамент от обвинений: «Мы всегда внимательно записываем разговоры», — отметил он.
Через четыре года американские прокуроры Северного Района (штат Иллинойс) обвинили олигарха в попытке подкупить чиновников в Индии с целью получить для компании «Боинг» (Boeing) права на добычу титана в расположенной на их территории шахте. Американский департамент юстиции затребовал экстрадицию Фирташа из Австрии. Адвокаты Фирташа в ответ отмечают, что он никогда не бывал в США, а презентация слайд-шоу в «Повер пойнт» (Power Point), рассматриваемая как одно из доказательств предложения взятки, на самом деле сделана не Фирташем, а консалтинговой фирмой «Мак Кинси» (McKinsey).
Потом, уже в 2017 году, федеральные прокуроры, работавшие над делом Фирташа в департаменте юстиции США, назвали его «высокопоставленной фигурой» в российской организованной преступности, о чем и сообщила газета «Чикаго трибьюн» (The Chicago Tribune). Адвокаты Фирташа назвали эти слова домыслом и отметили: в момент предъявления первого обвинения минюст США не высказывал таких смелых предположений о месте Фирташа в организованной преступности.
Прошлый месяц принес олигарху, наконец, и хорошие новости: генпрокурор Австрии, подчиненный непосредственно австрийскому минюсту и сотрудничающий с верховным судом Австрии, принял сторону Фирташа на новом повороте дела по его экстрадиции. Если верить газете «Киев пост» (Kyiv Post), австрийский генпрокурор выразил озабоченность по следующему поводу: почему поддержавший сперва экстрадицию австрийский районный суд не проверил, не содержатся ли в действиях американских властей против Фирташа политические мотивы?
Фирташ находится в Австрии безвыездно с 2014 года — с того момента, как австрийские власти на короткое время арестовали его по американскому запросу. За свою нынешнюю относительную свободу передвижения в Вене Фирташу приходится благодарить российского миллиардера Василия Анисимова, который помог выплатить залог — немаленькую сумму в 174 миллиона долларов. Минфин США, по сообщению Си-эн-эн (CNN), включил Анисимова в 2018 году в так называемый «путинский список», включающий олигархов, чьи состояния обрели нынешние крупные формы в период правления Путина. Когда Анисимов выкупил Фирташа из заключения, это многих удивило. Но Фирташ говорит, что это «просто бизнес».
«Анисимов собирался вложиться в мой бизнес еще до моего ареста в Вене, — рассказывает он. — Где-то в те самые дни мы обсуждали условия инвестирования. Так вот когда я был арестован, и мне не разрешили заплатить залог из моих личных денег, я послал моих юристов к Анисимову. Я предложил, чтобы он заплатил за меня залог. Тогда, объяснил я, мне разрешат выйти из тюрьмы, и мы сможем закончить наши переговоры и подписать документы по сделке. В итоге он сможет получить часть в одном из моих бизнесов — в возмещение убытков».
Фирташу есть в чем упрекнуть американцев: помимо собственных проблем с законом, он винит вредоносное американское влияние в нанесении ущерба его стране и в «унижении» (слова Фирташа) его соотечественников-украинцев. Его гнев в первую очередь направлен на двух лиц: на Викторию Нуланд, бывшую сотрудницу госдепа, заслужившую кремлевский гнев подталкиванием Украины в сторону Запада, прочь от российского влияния; и на бывшего вице-президента Джо Байдена, вина которого в том, что он часто посещал Украину и хвалил антироссийские протесты на ее территории.
Впрочем, гнев Фирташа не направлен на всех американцев. У него дружеские отношения с Полом Манафортом, которого он называет успешным парнем с умной головой. «У него был свой консалтинговый бизнес, он занимался политическим пиаром и деловыми связями, — рассказывает Фирташ корреспонденту Daily Beast. — Он в этой сфере работал много лет, у него получалось, и вообще он был умный. По-моему, он кое-что понимал в этих делах. Он трижды принес Януковичу победу».
Виктор Янукович, дружески относящийся к России украинский политик, на которого работал Манафорт, стал президентом страны, но бежал в Россию в 2014 году во время революции Майдана. Еще одна дипломатическая телеграмма госдепартамента США, перехваченная Wikileaks, сообщала, будто у Фирташа есть влияние на некоторую часть поддерживавшей Януковича Партии регионов Украины. Манафорт работал на «регионалов», чье влияние неуклонно росло и привело к победе Януковича на выборах. «Он глубоко вошел в украинские дела,— говорит Фирташ о Манафорте. — Он взаимодействовал с множеством людей, многих знал. И я его тогда хорошо знал».
Фирташ говорит, что в последний раз говорил с Манафортом еще до того, как спецпрокурор Роберт Мюллер предъявил Манафорту обвинения по целому списку преступных деяний, включая уход от налогов на миллионы долларов, тайное лоббирование интересов иностранных правительств, а также отмывание денег. Манафорт признал вину по нескольким обвинениям, и судьи в двух федеральных юрисдикциях приговорили его к семи с половиной годам тюремного заключения.
Фирташ говорит, что хотя они порой болтали с Манафортом за чашкой кофе или чая, бизнесом они вместе никогда не занимались. Парочка, однако, действительно обсуждала проект по инвестированию в знаменитый нью-йоркский отель «Дрейк», признает Фирташ, а «Эн-би-си ньюс» (NBC News) приводит еще и юридические документы, свидетельствующие, что Фирташ даже откладывал деньги на то, чтобы принять участие в сделке.
Вот это утверждение о заготовке суммы на трансакции с Манафортом Фирташ сегодня и отрицает. «Никогда ни цента я не откладывал, — говорит он. — Никаких контрактов не было, ничего я не платил. Был просто разговор, и прозвучало предложение, которое мы изучили и отвергли. Если бы предложение нас устроило, мы бы этот проект реализовали. Но оно нас не устроило».
Фирташ говорит, что он не единственный олигарх, чей бизнес обхаживал Манафорт. «Он помогал разным бизнесменам, лоббировал их, и они продавали или покупали всякие вещи в Америке»,- говорит Фирташ, опять же отказываясь назвать имена. «Он знал Украину хорошо, — вспоминает Фирташ те годы в жизни Манафорта. — У него в Киеве был целый офис с переводчиками. Такой, знаете, здоровый офис, и всегда там было полно людей».
Если Манафорта Фирташ ценит как эффективного бизнес-деятеля, то вот к Байдену он относится, кажется, с активной антипатией. Фирташ горько жалуется на энтузиазм, с которым украинцы откликнулись на речь Байдена, которую экс-вице-президент США произнес в украинском парламенте 9 декабря 2015 года. В этой речи Байден вознес до небес протесты Майдана, обрушился на класс олигархов с критикой, а Украине обещал постоянное чувство локтя со стороны США в противостоянии любым российским вторжениям. Аудитория в Киеве Байдену попалась тогда благодарная, на всем своем протяжении его речь прерывалась аплодисментами. «Мне было стыдно даже смотреть на это, так все было отвратительно, — говорит Фирташ. — Он (Байден) вел себя как босс. Он был как будто их собственником, вождем их племени — в общем, это было ужасно».
Майкл Карпентер, советник Байдена по вопросам внешней политики во время его пребывания на посту вице-президента, дает «ответный залп» на эти обвинения Фирташа. «Вице-президент Байден имеет репутацию получше Фирташа по всем трем важнейшим темам: защите украинской демократии, восстановлению суверенитета Украины над всей ее территорией, поддержке Украины в борьбе с коррупцией. Достижения Байдена по этим пунктам я всегда готов оценить повыше, чем соответствующую деятельность г-на Фирташа», — так прокомментировал этот вопрос Карпентер для Daily Beast.
Фирташ обвиняет американцев и в самой революции Майдана, которая свергла Януковича. Он называет ее «восстанием», поддержанным Западом вооруженным переворотом, и утверждает, что после Майдана американцы стали по сути управлять страной. По его словам, из-за страха перед этими событиями россияне и вторглись на Украину, а именно в Крым и в часть восточной Украины.
Фирташ постарался выразить свое полное презрение в отношении тех украинцев, которые в свое время буквально слетелись на инаугурацию Трампа. Тогда, два года назад, множество влиятельных граждан страны, включая бывшего главу администрации Януковича, присутствовали на этом событии. Так что сие присутствие, по сообщениям прессы, даже привлекло внимание федеральных прокуроров США.
«Мне сложнее сказать, кто из влиятельных украинцев тогда НЕ поехал (поздравлять Трампа)»,- говорит Фирташ. — Это был просто парад идиотов, да еще и плативших деньги… Я не знаю, чего они там для себя ожидали в Америке, зачем они поехали. Мне трудно объяснить. Если бы я так себя повел, я потерял бы всякое уважение к себе. Как они там толпились в сторонке, у переносных туалетов, и все старались снимать фотки». «Какой кошмар, — продолжает он. — Мне просто стыдно за украинцев. Неслись, как сумасшедшие, за океан, платили за это деньги. Что они там делали — я не понимаю. Чего они хотели от Трампа или от этого его (инаугурационного) ужина — я не знаю, я думаю, это просто безумие».
Он добавил, что украинцы поехали просто потому, что хотели выслужиться перед заступающей на должность администрацией Трампа. «Конечно же, не потому, что они любят Трампа или считают его великим политиком. Какой он там на самом деле — им плевать. Они просто думали, что победит г-жа Клинтон, начали подлизываться к ней, а тут Трамп вдруг оказывается победителем».
Фирташ заявляет: «Чтобы вам было понятно — украинское посольство (в США) полностью работало на предвыборный штаб Клинтон. Все наше посольство. Так что когда Клинтон проиграла, а Трамп выиграл, тогда украинский президент, правительство, законодатели и прочие — все встрепенулись и бросились в США показать (лояльность Трампу). Все очень просто».
В США следователи выясняют, не накачивали ли иностранные граждане деньгами трамповский инаугурационный комитет. А Сэм Паттен, американский лоббист, уже признал себя виновным в прошлом году в том, что незаконно перевел деньги комитету. «Нужен ли мне Трамп? Да на черта он мне (со своей инаугурацией)?— говорит Фирташ. — Я все смотрел по телевизору, и мне все было еще яснее, чем если бы я стоял в центре церемонии».
Дальше Фирташ перешел на саркастический тон. «Я, конечно, понимаю, что он философ мирового значения, и сейчас он задаст такую речь, что надо там стоять, все записывать, а потом запомнить на всю жизнь, — сказал Фирташ. — Но, увы, он как будто только до третьего класса доучился. Он даже говорить не умеет. У него образования просто нет».
Трамп любит напоминать своим собеседникам, что закончил Уортонскую школу бизнеса. Когда я его попросила немного поделиться своими взглядами на интеллект Трампа, Фирташ отметил, что бизнесмены думают по-другому, чем политики. «Трамп — бизнесмен, он банкротился четыре раза, — говорит он. — Это нелегко: ему нужно было, как червяку, выползать на поверхность снова и снова. В этом смысле он оборотистый человек, может принимать решения и добиваться их выполнения. Но я не могу назвать его умным человеком. Просто не могу».
Фирташ утверждает, что Трамп действовал в отношении Путина еще жестче, чем Обама. Эта жесткость включала давление на Европу с целью заставить ее покупать американский газ. Отсюда — ухудшение отношений США и России при президентстве Трампа. Однако,он предсказывает, что ситуация с газовым рынком в Европе обогатит и США, и Россию.
Но в целом даже Фирташ одобрил общий набор мер Трампа в отношении американской экономики. «С прагматической точки зрения, он все делает правильно», — говорит Фирташ. Но разве Путин не манипулирует им? «Полный вздор, — отвечает Фирташ. — Это все та же сказочка про страшного Могилевича, только часть вторая».