Специалисты по внешней торговле и представители сельскохозяйственного сектора обеспокоены риторикой одного крыла правительства президента Жаира Болсонару, социал-либеральной партии PSL, которая считает, что Бразилия и США должны объединиться, чтобы избежать «созависимости» от Китая.
«На китайском рынке Бразилия и США не союзники, а конкуренты. А на американском рынке соревнуются между собой Бразилия и Китай. Нам не нужно с ними объединяться, нам нужно соблюдать равную дистанцию по отношению к этим двум государствам», — считает Сандра Риос (Sandra Rios), директор Центра исследований по интеграции и развитию (Cindes).
Бразилия и США являются производителями сельскохозяйственной продукции и практически на равных конкурируют за китайских потребителей. А вот на американском рынке бразильские производители сражаются за рынок с китайцами, но в этом случае уровни конкурентоспособности этих двух стран сильно отличаются.
В результате недавней торговой войны между Пекином и Вашингтоном бразильская сельскохозяйственная продукция оказалась в более выигрышной позиции на китайском рынке. Благодаря конфликту между этими двумя державами объем экспорта бразильских товаров в Китай взлетел в прошлом году на 35,2% и составил 64,21 миллиарда долларов.
Такой рост был достигнут за счет поставок бразильской сои, которые значительно выросли после того, как китайцы ввели налог на закупки американского зерна в качестве компенсации за принятые Соединенными Штатами меры против китайской стали.
В минувшем году общий объем экспорта бразильской сои, который, по предварительным оценкам, должен был составить около 73 миллионов тонн, достиг 85 миллионов тонн. Возросший спрос на китайском рынке также позволил поднять цены на бразильскую продукцию. По мнению Андре Насара (André Nassar), руководителя Бразильской ассоциации производителей растительных масел (Abiove), сегодняшнее ситуация менее безоблачная.
Пока США и Китай готовятся заключить соглашение, которое положит конец торговой войне, представители сельскохозяйственной отрасли Бразилии опасаются, что в Китае преимущество будет у американской продукции, такой как зерновые и мясо. «Мы боимся, что Китай предоставит США более выгодные условия, чем Бразилии. Вот почему так важно позаботиться об отношениях Китая и Бразилии», — говорит Насар.
Тогда, в 2009 году, Бразилия поставила в Китай продукции на 20,99 миллиардов долларов. Для сравнения, поставки в США составили 15,60 миллиардов. Специалисты считают, что такая смена ролей была спровоцирована скорее экономическими факторами — такими, как «бум» цен на продукцию и снижение конкурентоспособности бразильских производителей, — чем политическими решениями тогдашних правительств.
В то время как объемы экспорта в Китай продолжали стремительно расти, продажи в США гораздо медленнее возвращались к исходным цифрам.
В 2015 году Бразилия продала китайцам продукцию на 35,55 миллиардов долларов, а американцам — на 24,06 миллиарда. В 2018 году объемы поставок соответствовали 64,21 миллиардам долларов для Китая и 28,77 миллиардам для США. Бразилия зафиксировала положительное сальдо в размере 29,48 миллиарда долларов с Китаем и дефицит в 193,7 миллиона долларов США с американцами.
«Увеличение объемов торговли с США можно только приветствовать, но не стоит строить иллюзий по поводу того, что в ближайшее время эта страна займет место Китая в нашем торговом балансе», — сказал Риос.