Постаревший лидер уходит в отставку с поста президента, но при этом твердо удерживает в своих руках бразды правления. По мнению многих людей в Кремле, управляемый ход событий, разворачивающихся в соседнем Казахстане, является той моделью, которую должен принять во внимание российский президент Владимир Путин.
Однако никто не уверен в том, что Путин, в отличие от своего казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева, сможет провести передачу власти, не вызвав при этом дестабилизирующую внутреннюю борьбу между соперничающими друг с другом кремлевскими лагерями, которые в настоящее время сдерживаются с помощью его власти. Политические и личные риски для Путина очень высоки.
На самом деле, вариант передачи власти, похожий на казахстанский, активно обсуждается в Москве, отметил Андрей Колядин, бывший сотрудник администрации российского президента, который в настоящее время работает в качестве политического консультанта Кремля. «Сценарий по типу Назарбаева может устроить политическую элиту, которая хочет иметь арбитра, способного воздействовать на процесс после того, как власть перейдет в руки преемника», — подчеркнул он.
На этой неделе 78-летний Назарбаев принял решение о передаче президентских полномочий своему надежному союзнику, но при этом сохранил ключевые позиции в качестве главы Совета безопасности Казахстана, а также пожизненного лидера нации. В результате вопрос о передаче власти вновь привлек к себе большое внимание. 66-летний Путин в прошлом году с рекордным показателем (77%) получил право на четвертый — и, вероятно, последний — президентский срок. Он уничтожил политическую оппозицию и сконцентрировал власть в своих руках с того момента, когда он был первый раз избран президентом в 2000 году, и в результате стал настолько доминирующей фигурой, что многие россияне испытывают проблемы, пытаясь назвать потенциальных преемников, хотя популярность российского президента падает.
Популярность Путина снижается
Аннексия Крыма спасла его рейтинги в 2014 году. Поможет ли это в 2019 году?
Очередной президентский срок Путина заканчивается в 2024 году, однако пока еще он никого не «помазал» в качестве наследника, постоянно повторяя, что не будет менять Конституцию для продления своего правления. Однако это не помешало Вячеславу Володину, спикеру нижней палаты российского Парламента, поднять в декабре вопрос о конституционной реформе.
Новое государство
Некоторые представители правящей элиты подталкивают российского лидера к тому, чтобы он оставался президентом как можно дольше. Об этом рассказали три близких к Кремлю человека, попросившие не называть их имен, поскольку в данном случае речь идет о внутренних вопросах. Один из обсуждаемых вариантов состоит в том, чтобы заставить соседнюю Белоруссию объединиться с Россией и создать новое государство, тогда Путин смог бы обойти установленное Конституцией ограничение по срокам. Но пока нет согласованного сценария переходного периода, утверждают эти люди.
Но даже в таком случае «Путин не может оставаться вечно — он же смертный», сказала Ольга Крыштановская, социолог, изучающий российскую правящую элиту в московском Государственном университете управления. «Если он не подготовит почву для передачи власти, то все закончится плохо. Все захотят схватить друг друга за горло», — добавила она.
Один раз Путин уже организовал передачу президентства своему протеже Дмитрию Медведеву, и сделано это было для того, чтобы не нарушить конституционное положение, запрещающее занимать президентский пост больше двух сроков подряд. Медведев был президентом с 2008 года по 2012 годы, а Путин в это время взял на себя функции премьер-министра, а затем продолжил управлять страной, вернувшись в Кремль спустя четыре года.
Передача власти
По мнению некоторых аналитиков, на этот раз Путин может передать ключевые президентские полномочия Совету безопасности или совещательному органу под названием Государственный совет, — в настоящее время он возглавляет оба эти органа, — а затем использовать их для влияния уже после того, как покинет Кремль.
Кремль намерен следить за тем, что теперь будет контролировать Назарбаев в Казахстане и каким образом будет распределяться власть в условиях новой конфигурации, отметил Александр Баунов, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги. По его словам, Россия и Казахстан имеют «схожую экономическую структуру и схожий тип авторитаризма».
Тем не менее есть сомнения по поводу того, что враждующие между собой российские элиты продолжат уважать власть Путина, если он передаст кому-то другому президентские полномочия, сказал Сергей Марков, политический консультант Кремля. Хотя казахи могут позволить Назарбаеву быть своего рода ментором по типу отца-основателя Сингапура Ли Куан Ю, «в случае своего ухода Путин сразу же столкнется с вызовом», добавил он.
По мнению Аркадия Дубнова, работающего в Москве политического эксперта и специалиста по Центральной Азии, невозможно повторить стратегию Назарбаева, поскольку российская политическая система намного сложнее казахской.
Защитить наследие
Избрание в среду старшей дочери Назарбаева Дариги новым спикером Сената, которое сделало ее, согласно Конституции, первой в списке преемников на пост президента, является тем вариантом, по поводу которого Путин дал понять, что он не будет ему следовать со своими дочерями.
Сопротивление Белоруссии планам поглощения со стороны России также делает более сложным вариант, при котором Путин мог бы возглавить новое государство, отметила Крыштановская.
Путин уже дольше всех является кремлевским лидером после советского диктатора Иосифа Сталина, и теперь, по мере приближения к концу четвертого срока, будет сталкиваться с возрастающим давлением по поводу сохранения своего наследия. Этот бывший сотрудник КГБ, вероятно, будет, с одной стороны, стремиться сохранить свое политическое наследие и для этого освободит путь для преемника, а, с другой стороны, он столкнется с вызовом, связанным с сохранением контроля над системой власти, созданной им в течение почти двух десятилетий.
«Путину остается только завидовать действиям Назарбаева, — подчеркнул Дубнов. — У него самого подобный вариант не сработает».