Венесуэла медленно оправляется от самого ужасного отключения электричества современности: несколько суток вся страна была погружена во тьму.
Это мой третий визит в эту страну — но сейчас ситуация в Венесуэле уникальна. Нынешние экономический коллапс и гуманитарный кризис не знают себе равных, учитывая, что страна даже не находится в состоянии войны.
Кран в номере отеля шипит и фыркает, но вода из него не идет. Объявление в лифте объясняет, почему: воду экономят и включают лишь три раза в день. И все равно этот отель — привилегированное место в Венесуэле, которая все больше разваливается.
Во время большого отключения электричества венесуэльцы, у которых есть доллары, собирались в роскошных отелях, где есть собственный генератор. Так возникли новые классовые разделительные линии между теми, у кого есть доступ к твердой валюте, и теми, кому приходится пользоваться обесценившимися сейчас отечественными боливарами.
Для них блэкаут имел большие последствия: нехватка воды, гниющая еда и больницы, которые не могут выполнять даже самые насущные свои функции, — все это еще больше ухудшило и так уже катастрофическую ситуацию.
Мир следит за Венесуэлой
К Венесуэле прикованы взгляды всего мира, потому что эта страна стала местом большой политической игры. Такие крупные державы, как Китай, Россия и США, борются за стратегическое влияние и не в последнюю очередь за контроль над крупнейшими известными нефтяными запасами мира.
В Латинской Америке Венесуэла стала важным фактором внутренней политики других стран, и президента-социалиста Мадуро приводят в качестве пугающего примера того, что может случиться, если левые захватят власть.
Трудно работать журналистом
В то же время в стране становится все труднее вести журналистскую работу. Повсюду присутствуют сотрудники сил безопасности, и поступают тревожные сообщения об арестах, насилии и высылке журналистов.
И как выяснять факты в стране, где государство давно уже перестало публиковать статистику и где все — инженеры, журналисты, врачи — похоже, уже выбрали сторону?
Где же правда?
Война пропаганд идет полным ходом. Отключение электричества — яркий пример. Это кибератака США с целью парализовать страну, утверждает Мадуро. Попытка с помощью Кубы контролировать недовольное население, отвечают некоторые представители оппозиции. Результат многих лет коррупции и халатности, говорят третьи.
Часто подсказки о том, что на самом деле произошло, появляются лишь недели спустя после события: как, например, когда «Си-эн-эн» (CNN) на той неделе представила видео, которое подтвердило, что за нашумевшей атакой беспилотника на Мадуро прошлым летом стояли бежавшие из страны венесуэльские военные. Или когда «Нью-Йорк таймс» (New York Times) провела расследование и показала, что это не венесуэльские военные подожгли гуманитарную помощь у колумбийской границы.
В то же время в поляризованной стране риторика все ужесточается. Лидер оппозиции Гуайдо говорит, что скоро придет пора маршировать к президентскому дворцу «Мирафлорес». Президент Мадуро призывает население запасаться карманными фонариками, водой и радиоприемниками на батарейках.
Посольство США опустело
На прошлой неделе Китай предложил Венесуэле помочь с модернизацией поломавшейся электрической сети. В то же время США уменьшают присутствие в стране. А Белый дом с помощью новых экономических санкций пытается задушить венесуэльское государство и поставить Мадуро на колени.
Посольство США в Каракасе расположено на холме, и оттуда открывается один из лучших видов на город. Но сейчас оно стоит пустым, после того как США отозвали домой последних своих дипломатов и спустили американский флаг.
Не первые ли это меры подготовки к военной интервенции? Здесь, в Венесуэле, строят и такие догадки.