Они хотели разобраться во всем до ужина. Однако дискуссия в Европейском совете по вопросу продления сроков Брексита затянулась почти до полуночи. Отчасти это объясняется тем, что лидеры ЕС хотели решить этот вопрос, чтобы не возвращаться в Брюссель 28 марта. А еще потому, что Тереза Мэй очень уклончиво говорила о том, что она будет делать, если британский парламент в очередной раз отвергнет сделку по Брекситу на третьем голосовании, которое состоится на следующей неделе.
Премьер-министр приехала в Европейский совет, чтобы добиться продления срока выхода до 30 июня. Но лидеры ЕС очень быстро ей отказали, заговорив о 22 мая. Это канун выборов в Европарламент. А когда Мэй ничего не сказала про запасные варианты, они решили составить свой собственный график, сделав это в ее отсутствие.
Новый план заключается в том, чтобы продлить крайний срок до 22 мая. Но это лишь в том случае, если парламент на следующей неделе утвердит сделку по Брекситу. А если он откажется, крайним сроком станет 12 апреля (на тот случай, чтобы Британия смогла поучаствовать в майских выборах в Европарламент), когда Мэй снова попросят сделать предложение. Лидеры ЕС сказали, что они готовы продлить Брексит на больший срок (глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже пошутил, что продление может быть «до самого конца»), но только в том случае, если Британия будет проводить выборы в Европарламент. Такое Терезе Мэй вряд ли придется по душе.
Председатель Евросовета Дональд Туск сказал, что у Британии будет четыре варианта на выбор: нынешняя сделка по Брекситу, выход без сделки, отмена статьи 50 или согласие на более длительное продление сроков. Мэй в связи с этим исключила только третий вариант, то есть отмену статьи 50. Но в действительности, если депутаты в ближайшие дни не поддержат сделку, вариантов у нее будет всего два: выход без сделки и проведение выборов в Европарламент, что будет подразумевать продление сроков.
Шансов получить сделку у премьер-министра осталось еще меньше из-за ее непродуманной критики в адрес депутатов со словами о том, что они препятствуют народному волеизъявлению. Вчера вечером она вела себя более миролюбиво, сказав, что понимает причины недовольства парламентариев, хотя и сама тоже недовольна. Но опасность наступления жесткого Брексита 29 марта миновала, а вместе с ней исчезли и шансы на то, что палата общин проголосует за сделку на следующей неделе.
Скорее всего, депутаты возьмут повестку дня в свои руки и начнут процесс предварительного голосования по разным вариантам Брексита. Среди них может быть норвежская версия под названием «Общий рынок 2.0», которую думает поддержать лидер лейбористов Джереми Корбин. Есть и другой вариант: обратиться к народу и провести еще один референдум, предложив избирателям на выбор нынешнюю сделку и отказ от выхода из ЕС.
Но времени осталось мало, потому что до 12 апреля всего три недели. А поскольку Мэй решительно против участия в европейских выборах, опасность Брексита без сделки сохраняется. До этой недели большинство обозревателей полагало, что премьер-министр в последний момент сделает шаг назад и откажется от этого потенциально пагубного выбора. Но недавно появились признаки того, что отступать она не намерена. Жесткий Брексит даст ей возможность, по крайней мере, сказать, что она вывела Британию из ЕС. Это не самый вероятный результат. Но шансов на такой исход стало больше, чем несколько недель тому назад.