Никаких подробностей о сделанных Мюллером выводах не сообщается, но Барр заявил, что он, возможно, сможет проинформировать лидеров Конгресса о докладе уже в ближайшие выходные.
«Я изучаю этот доклад и рассчитываю, что смогу сообщить вам об основных выводах специального прокурора уже в эти выходные», — написал Барр в пятницу в письме, адресованном группе законодателей из судебных комитетов Палаты представителей и Сената.
Кроме того, в своем письме Барр делает вывод о том, что расследование Мюллера, которое Трамп настойчиво подвергал критике, утверждая, что оно неуместно и является «охотой на ведьм», было проведено надлежащим образом. Барр отметил, что он обязан проинформировать лидеров Конгресса, если Мюллер совершил какие-то «неуместные или необоснованные» действия.
«В ходе расследования специального прокурора таких случаев не было», — написал генеральный прокурор, добавив, что он определит, в каком объеме можно будет представить доклад Конгрессу и общественности.
Личные юристы Трампа, Руди Джулиани и Джей Секулоу, опубликовали заявление, в котором говорится: «Мы рады, что канцелярия специального прокурора в соответствии с правилами представила свой доклад генеральному прокурору. Генеральный прокурор Барр определит соответствующие дальнейшие шаги».
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила: «Мы рады, что канцелярия специального прокурора в соответствии с правилами представила свой доклад генеральному прокурору. Генеральный прокурор Барр определит соответствующие дальнейшие шаги». В «Твиттере» она написала, что в Белом доме доклада пока не видели.
Передача доклада генпрокурору Барру стала завершающим моментом расследования, в результате которого были предъявлены обвинения 34 лицам, которое привело президента в ярость и вызвало хаос в администрации.
Долгожданное завершение расследования произошло почти через два года после того, как заместитель генерального прокурора Род Розенстайн поручил Мюллеру провести расследование «любых связей и/или взаимодействия между российским правительством и лицами, связанными с предвыборным штабом президента Дональда Трампа» и «любых обстоятельств, которые возникли или могут возникнуть непосредственно в результате расследования».
На данный момент по результатам масштабного расследования были предъявлены обвинения в уголовных преступлениях почти трем десяткам физических лиц и трем компаниям. Среди обвиняемых — бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн, бывший председатель предвыборного штаба Пол Манафорт, бывший советник по политическим вопросам Роджер Стоун, бывший личный адвокат Майкл Коэн, а также и многочисленные граждане России. Было несколько случаев признания вины и обвинительных приговоров — но в сговоре с русскими, проводившими разведывательную операцию с тем, чтобы помочь Трампу победить на выборах в 2016 году, никто из окружения Трампа обвинен не был.
По информации, полученной корреспондентами «Эн-Би-Си Ньюс» (NBC News), «теперь, когда расследование завершено, никаких новых обвинений выдвигаться не будет.
Неясно, насколько подробным является доклад Мюллера и когда его выводы могут стать достоянием общественности. В соответствии с правилами, действующими в Министерстве юстиции, в его конфиденциальном докладе генеральному прокурору должны быть обоснованы «принятые специальным прокурором решения о предъявлении обвинения или об отказе предъявлять обвинения».
Согласно правилам, генеральный прокурор обязан сообщить о выводах Мюллера Конгрессу «с изложением предпринятых действий и оснований для этих действий», однако неясно, сколько времени может для этого понадобиться.
По мере того, как расследование Мюллера набирало обороты, и выдвигались обвинения против различных лиц из окружения Трампа, президент все чаще переходил в наступление. Он подвергал расследование критике, называя его «охотой на ведьм» и «фальшивкой». Следователей из команды Мюллера он называл «обозленными демократами», особо выделяя некоторых, кто работал над делом. А Коэна, сотрудничавшего со следствием, он назвал «предателем».
Трамп отказался отвечать на вопросы Мюллера под присягой (по словам его адвокатов, они опасались, что президент может невольно сделать под присягой ложные заявления), но в ноябре он все-таки представил письменные ответы на вопросы Мюллера.
Мюллера назначили специальным прокурором 17 мая 2017 года — через восемь дней после того, как Трамп уволил Джеймса Коми с поста директора ФБР. Коми возглавлял расследование вмешательства России в президентские выборы и возможного участия в этом членов предвыборного штаба Трампа. Сначала президент заявил, что он уволил Коми по настоянию Розенстайна, а затем — по требованию генерального прокурора Джеффа Сешнса. Но затем, в эфире программы вечерних новостей на канале «Эн-Би-Си», он заявил, что сам принял это решение, при этом он выразил свое недовольство в связи с проведением расследования «вмешательства России».
«На самом деле, когда я решил просто сделать это, я сказал себе, я сказал, знаешь, вся эта история с Россией, с Трампом и Россией — это выдумка. Демократам это служит оправданием того, что они проиграли выборы, на которых они должны были победить», — сказал Трамп Холту, ведущему программы.
У правоохранительных органов это вызвало опасения, что Трамп пытается помешать расследованию. Эти опасения усилились через день после увольнения Коми, когда президент принимал в Овальном кабинете двух российских дипломатов.
Как писала тогда «Нью-Йорк Таймс» (New York Times), Трамп сказал им: «Я только что уволил главу ФБР. Он был чокнутым, настоящим психом. На меня оказывали большое давление из-за России. Теперь с этим покончено».
Как сообщили источники «Эн-Би-Си», из-за этого и из-за других действий, которые предпринимал президент с момента начала расследования, Мюллер начал выяснять, пытался ли Трамп препятствовать следствию по этому делу.
ФБР начало расследование предполагаемых связей предвыборного штаба Трампа с Россией в июле 2016 года после того, как малоизвестный советник штаба Трампа по внешней политике Джордж Пападопулос в беседе с австралийским дипломатом сказал, что русские получили тысячи электронных писем, которые поставят кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон в неловкое положение. И после того, как похищенная хакерами электронная переписка Национального комитета Демократической партии была выложена в интернет, австралийские власти передали эту информацию ФБР.
Это был не единственный случай взлома. Как выяснили сотрудники разведки США, российские киберпреступники взломали почтовый сервер и похитили переписку Джона Подесты, председателя предвыборного штаба Клинтон. Эти письма были выложены в сеть всего через несколько часов после того, как возникла угроза провала избирательной кампании Трампа из-за скандала вокруг видеозаписи его частного разговора с ведущим телепередачи Access Hollywood.
Усилило подозрения следователей и зачастую вызывавшее раздражение почтительное отношение Трампа к президенту России Владимиру Путину, которого он неоднократно хвалил, называя «жестким» и «сильным» лидером. Он также опровергал выводы американских спецслужб, согласно которым за этими киберпреступлениями стоит Россия. Он как-то заявил, что «это мог сделать какой-нибудь парень весом в 180 кило, сидящий у себя на диване, ведь так?».
Трамп с самого начала отрицал, что он и его штаб имеют какое-либо отношение к русским, но с тех пор все его заявления «развалились», оказавшись ложью.
В 2015 году на ужине в Москве Флинн сидел за столом рядом с Путиным и был уволен с должности советника по национальной безопасности за то, что ввел в заблуждение вице-президента Майка Пенса, отвечая на его вопрос о содержании его разговоров с российским дипломатом. Во время президентской кампании Коэн и помощник Трампа Феликс Сатер вели переговоры о строительстве в Москве башни Трампа, в которой, по имеющимся сведениям, были бы и апартаменты для Путина стоимостью в несколько миллионов долларов. Сын президента Дональд Трамп-младший организовал встречу в Трамп-тауэр с россиянами после того, как они с подачи Кремля предложили ему некий компромат на штаб Хиллари Клинтон.
«Если это то, о чем вы говорите, то мне это нравится», — сказал Трамп-младший, согласившись на встречу, на которой присутствовали Манафорт, а также зять и советник Трампа Джаред Кушнер.