Российско-японские переговоры по мирному договору развиваются, и в центре внимания находится проблема «северных территорий». Правительство Японии придерживается позиции, в соответствии с которой четыре северных острова — исконно японская территория, однако на самом деле, через некоторое время после окончания Второй мировой войны японские власти официально отказались от суверенитета на Итурупом и Кунаширмом. Токио обходит эту тему, однако после войны Япония также приложила руку к тому, чтобы осложнить возврат четырех островов.
Юридическая позиция правительства Японии противоречива
22 февраля правительство Японии на заседании кабинета министров утвердило один документ.
«В юридической позиции правительства по проблеме „северных территорий" нет никаких изменений». Это официальный ответ правительства на запрос депутата от Конституционно-демократической партии Акихиро Хацусика (Akihiro Hatsushika): «Являются ли четыре северных острова исконно японской территорией?». Правительство не может прямо заявить, что это «исконно японская территория», и в этом проявляется вся сложность его позиции.
Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи никогда не принадлежали другой стране. По Симодскому трактату 1855 года граница была прочерчена между Итурупом и Урупом. И в Петербургском договоре 1875 года, и в Портсмутском мирном договоре 1905 года говорилось о том, что четыре северных острова принадлежат Японии.
Южные Курилы были захвачены в конце Второй мировой войны, когда Япония уже объявила о капитуляции. Советские войска, напавшие на Японию, проигнорировав пакт о нейтралитете, 18 августа 1945 года нанесли удар по Курилам. 28 августа они захватили Итуруп, а в период с 1 по 4 сентября — Кунашир, Хабомаи и Шикотан.
Россия как преемник СССР должна признать факт нарушения международного права, однако министр иностранных дел РФ Лавров не меняет агрессивную позицию: «До тех пор, пока Япония не признает, что Южные Курилы законно отошли России по результатам Второй мировой, переговоры по мирному договору развиваться не будут».
В Ялтинском соглашении, которое подписали главы СССР, США и Великобритании в феврале 1945 года, говорится, что Курилы будут переданы СССР в обмен на то, что он начнет военные действия против Японии.
С точки зрения советской стороны, поскольку СССР действительно напал на Японию, он получил Курилы обоснованно. Сан-Францисский мирный договор, в соответствии с которым Япония отказалась от всех прав и претензий на Курилы, — это также тот документ, на который опирается российская сторона. И это несмотря на то, что СССР не подписал этот договор.
Также Россия придерживается следующей логики: если будет доказано, что Южные Курилы не входят в Курильскую гряду, она спорить не будет. Действительно, Петербургский договор не распространяется на Южные Курилы.
Кунашир и Итуруп — это Южные Курилы?
Тем не менее было время, когда позиция правительства Японии по поводу Курил серьезно пошатнулась.
8 сентября 1951 года, за день до подписания Сан-Францисского мирного договора, премьер-министр Японии Сигэру Ёсида заявил: «Российская империя не возражала против того, что два острова южной части Курил, Итуруп и Кунашир, являются японской территорией. Между тем в южной части Сахалина и на островах севернее Урупа проживали как японцы, так и русские». То есть он отметил, что Курилы разделяются на северные и южные, а также что Итуруп и Кунашир относятся к южной части.
19 октября того же года в ходе заседания специальной комиссии палаты советников представитель МИД Кумао Нисимура (Kumao Nishimura) подчеркнул: «Что касается области Курил по Сан-Францисскому мирному договору, то я думаю, она включает как северные, так и южные Курилы». Это означает, что он официально отказался от суверенитета на Итуруп и Кунашир, которые относятся к южной части.
Заявления Лаврова о том, что все четыре острова российские, — это перебор, однако что касается Итурупа и Кунашира, то Япония сама предоставила России определенные основания.
Затем на фоне обострения холодной войны Япония изменила позицию, заговорив о том, что четыре северных острова исконно японские. За этим стоит то, что перед подписанием Советско-японской декларации 1956 года США жестко потребовали от Японии, чтобы она не соглашалась на возврат двух островов.
В результате в декларации говорится о передаче Хабомая и Шикотана после подписания мирного договора, но ничего не сказано о Кунашире и Итурупе. Японская сторона подразумевает дальнейшие переговоры по оставшимся двум островам, однако для России, по всей видимости, совместная декларация означала возврат только Хабомая и Шикотана.
В ноябре прошлого года премьер Абэ и президент Путин договорились ускорить переговоры на основе совместной декларации, поэтому возникла полемика, что Японию устроит возврат только Хабомая и Шикотана. Какой бы сценарий ни готовило правительство Японии, отправная точка переговоров — это возврат двух островов, однако нет определенности даже с одним островом. В этом заключается причина, по которой японские власти скрывают прошлое.