Чтобы понять менталитет и психологию страны, полезно поближе познакомиться с ее языком. В русском языке есть великое множество поговорок — и они, как правило, имеют бытовое происхождение. Например, когда немцы говорят: «В нужде дьявол будет и мышей есть», у русских «на безрыбье и рак — рыба». Есть и еще одна особенность русского языка, которая многое говорит о мышлении русских. Например, слово «решение» имеет два значения: первое — собственно, решение (вопроса), а второе — нахождение выхода из некой ситуации или ее урегулирование. Неважно, почему так повелось, но для страны это имело тяжелые последствия, считают многие, и вот почему: принимая решение, русские уверены, что в этот самый момент уже решают вопрос или проблему.
Так думал, наверное, и Сергей Швецов, когда недавно объяснял недостаточный уровень финансовой и экономической грамотности своих соотечественников. По словам заместителя главы Центробанка, причины дефицита знаний кроются в русских сказках, точнее в сказках о дурачках, лентяях и бездельниках. Эти сказки внушают людям веру в то, что они могут разбогатеть, не работая и не напрягаясь. «Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку, — сказал чиновник. — Вот смотрите: старший брат работает — он дурак, средний брат работает — дурак, младший сидит на печи, но потом ловит щуку, и у него все хорошо».
Швецов говорил о русской народной сказке «По щучьему велению», главному герою которой все удается как бы само собой. По его словам, проблема состоит в том, что такое отношение к работе встречается и у взрослых людей. Поэтому пора «перестать обучать детей халяве», а для этого надо менять сюжеты сказок, а также заботиться о повышении финансовой грамотности населения, чем правительство страны и занимается, подчеркнул замглавы ЦБ.
Аналогичного мнения придерживается и Петр Авен, один из первых предпринимателей в России, пришедший в бизнес еще в 1990-х годах, ныне миллиардер и председатель наблюдательного совета, а также совладелец крупнейшего в России частного банка — «Альфа-банка».
То, что русские намного больше средств жертвуют на нужды церкви, чем на образовательные проекты, «не очень продуктивно», сказал он недавно. В образовательные проекты, по его словам, вкладываться никто не хочет. Так, в рамках организованной им акции по поиску инвестиций для Российской школы экономики, единственного экономического института, котирующегося на Западе, удалось привлечь всего около 30 миллионов долларов.
Все это подпитывает не только надежду на чудо, но и уверенность в том, что все вопросы должно регулировать государство, как это было в советские времена. При этом люди не задумываются над тем, что именно государство сильно повлияло (причем не лучшим образом) на процесс приватизации после распада СССР, а сейчас вновь создает крупные государственные монополии, вместо того чтобы способствовать развитию частного бизнеса. При этом, согласно результатам опроса авторитетного социологического института Левада-центр, люди, встретившие 1990-е годы в сознательном возрасте, к рыночной экономике относятся, в принципе, неплохо.
Лично для себя они не видят условий, которые позволили бы им заняться собственным делом. Однако 60% опрошенных желают, чтобы их дети и внуки сделали карьеру в частных компаниях, а при наличии лучших условий начали собственный бизнес.
Ведь на сказочные доходы от продажи нефти и газа больше полагаться нельзя — это в очередной раз стало ясно с обвалом цен на «черное золото» после 2014 года. Поэтому сейчас в какой-то степени наблюдается постепенная смена парадигмы, которая не только сопровождается изменениями конъюнктуры, но и привела к первой серьезной реформе — пенсионной.
Русские давно уже познакомились с основным экономическим принципом: богатство ни на кого не свалится само собой с неба, и за все в жизни рано или поздно приходится платить. И не случайно в русском языке есть аналог мудрости, вдохновившей американского экономиста Милтона Фридмана (Milton Friedman) назвать свою книгу «Бесплатных завтраков не бывает» (There ain't no such thing as a free lunch). По-русски эта поговорка звучит так: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».