Министерство обороны Германии получит на свои нужды в 2020 году 44,7 миллиарда евро, хотя Бундесвер запрашивал 47,2 миллиарда. Схожая ситуация с финансированием немецкой армии и в этом году: Минфин выделил только 43,2 миллиарда, хотя запрашивалось на четыре миллиарда евро больше. Очень похоже, что и планы главы немецкого оборонного ведомства, представительницы христианских демократов Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) о расширении бюджета МО ФРГ к 2023 году до 55 миллиардов так и останутся нереализованным. Федеральный министр финансов Олаф Шольц (Olaf Scholz) уже четко дал понять, что «лишних денег» в казне нет.
Надо сказать, что споры между руководством минфина и минобороны о необходимости увеличения расходов на Бундесвер начались практически сразу же после формирования большой «черно-красной» коалиции между ХДС/ХСС и СДПГ. В последние недели эти разногласия, похоже, еще больше обострились. Министр обороны госпожа фон дер Ляйен стремится начать полноценную реализацию своих планов по модернизации частично устаревшей военно-технической инфраструктуры и «улучшить привлекательность» Бундесвера как одного из самых главных работодателей в стране. К тому же не секрет, что речь идет о политических перспективах самой госпожи министра, которую в последнее время не критиковал только ленивый. Среди объектов критики и насмешек не только введение специальной униформы для беременных женщин-военнослужащих Бундесвера, но и огромные гонорары, которые Министерство обороны выплачивало консалтинговым фирмам, консультировавшим руководство немецкой армии.
Со своей стороны, вице-канцлер и руководитель министерства финансов Олаф Шольц, представляющий в «черно-красном» правительстве социал-демократов, не раз заявлял, что намерен до последнего проводить бюджетную политику «черного ноля». То есть не делать никаких новых долгов, а финансировать запланированные бюджетные расходы исключительно за счет доходов. И дополнительных денег военным он выделять не намерен.
Любопытно, что федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) в противостоянии глав минобороны и минфина поддержала отнюдь не своего «товарища по партии», а стала на сторону прижимистого Шольца. Скорее всего, фрау Меркель руководствуется здесь не только желанием сохранить мир и спокойствие в большой коалиции, но чисто прагматическими вопросами формирования будущих бюджетов. Ведь согласно последним экономическим прогнозам, налоговые поступления в ближайшие годы будут сокращаться, что означает необходимость экономии для всех федеральных ведомств. Так что и для Министерства обороны здесь вряд ли будет сделано исключение.
Руководство немецкого оборонного ведомства сейчас заявляет о том, что в связи с недостатком финансирования под угрозой оказывается реализация многих проектов, в том числе и международных. В частности, речь идет о договоре с Норвегией по проектированию и строительству подводных лодок, а также о закупке военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» для немецко-французской авиационной эскадрильи в Нормандии. В ведомстве фон дер Ляйен говорят также о будущих сложностях по модернизации систем ракетной обороны или о реализации проекта многоцелевого военного корабля MKS 180, который сможет поражать надводные, подводные и наземные цели.
Между тем, многие немецкие военные эксперты высказывают серьезные сомнения в том, что более значительное финансирование резко улучшит боеспособность Бундесвера. Так, в 2018 году из 71 транспортного вертолета NH90 в среднем были готовы к вылетам на учебно-боевые задания только 17. Из 71 тяжелого транспортного вертолета CH-53 — только 16.
По мнению генерального инспектора Бундесвера Эберхарда Цорна (Eberhard Zorn), средняя боеспособность немецкой армии составляет в настоящее время вполне приемлемые 70 процентов. По его убеждению, военнослужащие страны не только готовы, но и способны сейчас выполнять свои служебные обязанности даже в «условиях повышенной нагрузки». Такие данные генеральный инспектор привел в письме, адресованном комитету Бундестага по обороне.
Другое дело, что в условиях отсутствия дополнительного финансирования армии Германии будет затруднительно выполнять свои международные обязательства как члена НАТО. Президент США Дональд Трамп (Donald Trump), да и многие европейские лидеры давно уже критикуют официальный Берлин за то, что немецкая сторона тратит на оборонные нужды недостаточно: с 2019 года только 1,3 процента своего ВВП. Напомним, что ранее было только 1,25 процента. Хотя Соединенные Штаты добиваются от Германии цифры в два процента от ВВП. Правительство Меркель вроде бы пообещало своим партнерам по альянсу довести показатель расходов на военные нужды к 2024 году до полутора процентов. Однако, похоже, сделать это будет достаточно сложно, если вообще возможно. Так что Хайко Маасу (Heiko Maas) на ближайшей встрече глав МИД НАТО, которая пройдет в Вашингтоне 3-4 апреля и будет посвящена 70-летию альянса, наверняка придется выслушать немало критических замечаний в адрес Федеративной Республики со стороны других членов Североатлантического блока.