Сначала Майдан, потом аннексия Крыма и война в Донбассе, длящаяся вот уже почти пять лет. Перед выборами некоторые украинцы подарили нам возможность поближе познакомиться с их страной. Сегодня это студентка Надя, уставшая от политики, но недавно получившая право голосовать.
О школе Надя Бобыляк тогда не думала. Слишком интересным было то, что происходило в центре Львова на «стометровке». Так жители города называют короткий бульвар, ведущий к оперному театру этого города на западе Украины.
«Там был наш Майдан». Девушка показывает на площадку перед памятником национальному поэту Тарасу Шевченко. Полностью разобраться в том, что произошло тогда, в конце 2013 — начале 2014 года, она смогла лишь позже. Тогда Наде было 16 лет.
Сначала ее погнало на улицу любопытство. Там собирались ее друзья: некоторые были уже студентами, другие учились вместе с ней. Взрослые приходили после работы. «Мы оставались там до самой ночи». Люди махали флагами Украины и ЕС, пели украинский гимн или веселые песни вроде «Червоной руты», где речь идет о душистой руте, чьи цветы в ночь на Ивана Купалу из желтых становятся красными. Или обсуждали соглашение об ассоциации с ЕС, которое тогдашний президент Виктор Янукович вдруг отказался подписывать. Надя понимала, что речь идет о будущем ее страны.
Все это дарило энергию, надежду на перемены. Наде трудно описать это словами. Немного подумав, она говорит, что это было стремление к лучшей жизни, «лучше, чем у родителей, взрослых друзей». По телевизору она видела, что жизнь в ЕС проще, честнее и справедливее. Там не нужно давать профессорам взятки, чтобы получать хорошие оценки. Там можно работать и лучше зарабатывать.
Сегодня от той энергии мало что осталось, говорит теперь уже 21-летняя девушка, изучающая в университете прикладную лингвистику.
Надя относится к тем приблизительно 1,2 миллионам избирателей, которые в этом году впервые отдадут свои голоса на президентских выборах на Украине. Эту цифру можно получить, если подсчитать количество украинцев, достигших совершеннолетия после последних выборов. Власти сообщают, что общее число обладающих правом голоса в стране составляет 35,6 миллиона человек.
Молодые люди традиционно считаются на Украине политически пассивными, а вот старики — надежными избирателями. Согласно данным украинского института социологических исследований «Рейтинг-Груп», в конце 2018 года две трети молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет сообщили, что точно или скорее всего пойдут голосовать. Этот показатель значительно ниже цифр по другим возрастным группам (76%).
Но, кажется, настроения поменялись, и в Наде произошел перелом.
Стоял один из первых теплых февральских дней, когда Надя впервые поговорила с журналистами из «Шпигеля». Она медленно идет по «стометровке». На скамейках слева и справа старики играют в шахматы, дети катаются на самокатах.
Нет, с политикой она не хочет иметь ничего общего. Слишком непрозрачными кажутся ей политический аппарат, его структуры и законы. «Я не пойду на выборы, мой голос ничего не решит».
«Энтузиазм, появившийся на Майдане, прошел, испарился, — говорит Надя. — Мы разочарованы, а ведь молодые люди — это будущее страны». Каждый заботится сам о себе, и это непросто. Помимо учебы, 21-летняя девушка работает на гастрономическом фестивале, в ее обязанности входит разработка концепции и организация мероприятия. Она хочет стать «независимой от родителей», у которых она живет в пригороде Львова.
«Нужно было довести до конца идею Майдана, полностью сменить власть». Вместо этого молодые люди наблюдали, как автобусы привозили в Киев неизвестных, как из центра города прогоняли студентов и молодых активистов, как их избивали. «И не было никого, кто бы их защитил». С этого момента родители больше не выпускали ее из дома. Надя сидела перед телевизором и смотрела, как погибали протестующие. В тот момент она поняла, что в стране есть силы, которые еще долго будут сопротивляться переменам. И она имеет в виду не только олигархов, преследующих свои интересы.
Речь идет и о многочисленных обещаниях политиков. Например, президент Порошенко заявил, что положит конец войне в Донбассе, но там все еще идут бои. Ажиотаж вокруг Владимира Зеленского, лидера рейтинга кандидатов, особенно популярного у молодых избирателей, Надя не понимает: «Он же комик, актер, играет хорошего президента. Откуда мне знать, какой он на самом деле?» Юлии Тимошенко, политику с 20-летним стажем, Надя тоже не верит: «Они же из принципа участвует в выборах. Кто она, второй Янукович?»
Надя говорит о коррупции, которая еще есть, в том числе и в университетах Львова. «Конечно, можно купить себе хорошие оценки». Но, правда, многое зависит и от кафедры: «в моем институте профессора, к счастью, решительно с этим борются».
А что ей не нравится, так это устаревшие планы семинаров в ее политехническом университете. Как закодировать данные — вот что нужно изучать, считает Надя. «А чему нас вместо этого учат? Как правильно составить телеграмму. Ну кто сегодня еще оправляет телеграммы?» Около 12 тысяч гривен, в пересчете 400 евро, она платит ежегодно за учебу, она — староста курса.
«Если мне нужно изучить современный материал, то приходиться делать это в частных институтах или в интернете, — говорит она. — Все это требует много денег и времени — какой-то заколдованный круг, когда приходится еще и работать, чтобы прожить».
Зимой в университете два месяца не было занятий, отопление отключили из-за нехватки денег. Но при этом во Львове все-таки что-то предпринимается, например, к Чемпионату Европы по футболу 2012 года отремонтировали центр города. «Для туристов делают много, а до жителей, к сожалению, не всегда руки доходят».
Надю одолевают противоречивые чувства: она живет в городе с 720-тысячным населением, узкими улицами и старинными домами. Но она видит, что с ее зарплатой — приблизительно 5000 гривен (160 евро) — не сможет уехать от родителей и создать семью со своим парнем. Он программист и зарабатывает больше, чем Надя. За границей этот 25-летний молодой человек получал бы еще в несколько раз больше. Почти 9 миллионов человек, по сведениям киевских властей, временно или постоянно работают за границей.
«У нас шутят: если не можешь найти работу, то поезжай в Польшу собирать клубнику. Тогда по возвращении домой сможешь купить машину». По ее словам, родители поймут, если она уедет из Львова. Ее отец держит фирму по изготовлению ключей с несколькими мастерскими, мать — служащая в одной из телекоммуникационных фирм. «Они думают, что я уеду лишь на какое-то время, но я в этом не уверена».
С июня 2017 года украинцы могут ездить за границу без виз. Это один из немногих положительных моментов, которые называет Надя, говоря о Порошенко. Его она считает «меньшим из зол» во главе страны.
На Новый год она впервые в жизни побывала за границей, ездила на автобусе к подруге в Вену. Это были незабываемые четыре дня, говорит она, в Инстаграме и Фейсбуке она описала свое путешествие. «Я бы с удовольствием поездила по другим странам: Германии, Великобритании, США, чтобы посмотреть, какие перспективы у меня там могут быть». Но все упирается в деньги.
Темнеет. Наде нужно спешить на автобус. Она машет нам рукой. У памятника Шевченко собираются старики и заводят печальную песню «Скажи ты, ластiвочко мила». Они поют о ласточке, которая должна отнести дочери весточку о том, как живется матери, которую она давно не видела, потому что ей приходится тяжело работать.
Прошел месяц, до выборов — еще неделя. Теперь 81% молодых людей в возрасте от 18 до 29 года сообщили в ходе социологических опросов, что скорее всего или точно пойдут голосовать. Средний показатель по всем возрастным группам — 84%.
Разговор с Надей по телефону:
«Шпигель»: Надя, как дела?
Надя: Я подумала как следует и, вероятно, все-таки пойду голосовать.
— Почему ты изменила свое мнение?
— Думаю, мне нужно сделать выбор, хотя я и хочу соприкасаться с политикой как можно меньше. Я не могу просто оставаться в стороне, а затем жаловаться на жизнь. Мы долго говорили об этом дома с родителями. Я понимаю, что должна нести какую-то ответственность. Мы пойдем голосовать все вместе.
— И за кого ты будешь голосовать?
— Думаю, за Порошенко. Он самый подходящий, ведь он старается, защищает нашу страну, модернизировал армию.
Прежде чем положить трубку, Надя добавляет, что для нее эти выборы — попытка. Она не до конца уверена, что ее голос может на что-то повлиять. «Но мне бы этого хотелось».
Украина перед президентскими выборами
Пять лет назад тысячи люди на Украине вышли на демонстрации, сначала настаивая на западноевропейском курсе, а затем протестуя против коррупции. Майдан дал стране больше свободы, но забрал у нее мир. Украина вступила в долговременный конфликт с соседом Россией, которая аннексировала Крым и ведет войну в Донбассе. В конце марта украинцы избирают нового президента. Корреспондент «Шпигеля» встретилась с рядом людей в разобщенной стране.