Пока президент США Дональд Трамп настаивает на заключении сделки с Китаем, чтобы сократить торговый дефицит в отношении двух стран, в понедельник его французский коллега Эммануэль Макрон заключил контракт с Пекином на поставку самолетов «Эйрбас» на сумму в 30 миллиардов долларов.
Китай заключил сделку на приобретение трехсот самолетов «Эйрбас» (Airbus). Соглашение было подписано в ходе визита во Францию Си Цзиньпина. Стоимость сделки оказалась вдвое больше, чем прогнозировалось в прошлом году, и это лишь усугубляет проблемы американского «Боинга» (Boeing): после двух авиакатастроф, в результате которых погибли люди, полеты новейших «Боинг-737 MAX» (четвертое поколение самолетов Боинг 737, — прим. ред.) приостановлены.
Заключенная во Франции сделка усиливает давление [Китая] на Трампа, чтобы он смог быстрее вернуться к заключению обещанного торгового соглашения с Поднебесной. Похоже, соглашение столкнулось с рядом трудностей: на прошлой неделе Трамп предупредил, что тарифы для Китая останутся прежними в течение «продолжительного периода времени», даже если будет заключена сделка между Вашингтоном и Пекином.
В понедельник Макрон заявил о «колоссальном прогрессе», необходимом для восстановления баланса между двумя странами (в 2017 году ЕС восполнил дефицит товаров с Китаем в размере около 177 миллиардов евро), а также поддержал заключение ряда соглашений в области здравоохранения, инфраструктуры, транспорта, возобновляемой энергетики и финансовой сфере.
«В авиации заключение подобного крупного контракта на поставку самолетов A320s и широкофюзеляжных самолетов A350s — это важный шаг вперед и хороший знак», — сказал Макрон во время совместной с Си пресс-конференции, состоявшейся в Елисейском дворце.
Ссылаясь на геополитические последствия соглашения, Си отметил, что «объединенная и процветающая Европа отвечает [китайскому] видению многополярного мира». По данным газеты «Уэст-Франс» (Ouest-France), Си также заявил, что «Китай всегда будет поддерживать интеграцию Европы и ее развитие».
Пытаясь снизить риски столкновения между странами в Африке, где Париж и Пекин пытаются усилить свое влияние, Макрон заявил: «Мы не стратегические соперники, но мы способны стать долгосрочными партнерами в таких сферах, как безопасность, образование, инфраструктура и развитие».
Многочисленные соглашения
Соглашения заключены и в других областях. Страны договорились об экспорте кур из Франции в Китай, сообщает «Фигаро». Французская энергетическая компания И-дэ-эф (EDF) и китайская «Чайна энерджи инвестмент корпорэйшн» (China Energy Investment Corporation) также подписали соглашение на миллиард евро о строительстве электростанции на энергии ветра в Китае.
«Би-эн-пи парибас» (BNP Paribas), «Эвразео» (Eurazéo) и «Чайна инвестмент корпорэйшн» (China Investment Corporation) подписали меморандум о взаимопонимании по созданию франко-китайского фонда сотрудничества стоимостью в миллиард евро. BNP Paribas также подписал меморандум о софинансировании с банком Китая, который, по данным Елисейского дворца, может достигнуть отметки в 6 миллиардов евро в ближайшие три года.
«Шнайдер электрик» (Schneider Electric) и китайская энергетическая строительная корпорация заключили стратегическое соглашение, которое также может достигнуть 6 миллиардов долларов евро по вопросам модернизации заводов, сообщает «Фигаро». Си-эи-эй — Си-джи-эм (CMA-CGM) и «Чайна стейт шипбилдинг корпорэйшн» (China State Shipbuilding Corporation) подписали соглашение о глобальном сотрудничестве и соглашение о строительстве десяти новых судов, оценочная стоимость которых составляет 1,2 миллиарда евро.
После того, как Макрон отметил «послания Китая об открытости», он также подчеркнул «необходимость более свободного доступа для французских компаний на китайские рынки».
Макрон двигается по торговому пути в отношениях Франции и Китая. Хоть он и видит преимущества китайского рынка в сделке с «Эйрбас», его общая стратегия является скорее оборонительной. «Эпоха европейской наивности подошла к концу», — сказал президент Франции на встрече лидеров ЕС на прошлой неделе, призвав к сближению с Китаем.
Франция дала повод Европе закрыть рынок государственных закупок ЕС на 2,4 триллиона евро в год для Китая до тех пор, пока Пекин продолжает отказывать европейским компаниям в участии в своих крупных проектах. «Когда Европейский союз стоит перед выбором, мы хотим, чтобы «шелковые пути» стали улицей с двусторонним движением», — сказал он.