Киев — Пост финки Сату Кяхкёнен (Satu Kähkönen), по меньшей мере, такой же потрясающий, как вид, открывающийся из окна ее кабинета на город-миллионник Киев.
Региональный директор Всемирного банка Кяхкёнен входит в число важнейших влиятельных лиц Украины, охваченной вихрем перемен.
Основная работа Кяхкёнен — борьба с коррупцией, так что дел у нее полно. За кулисами власть на Украине принадлежит влиятельным бизнесменам, так называемым олигархам, у которых есть связи практически со всеми — от политиков до представителей юстиции.
«Олигархи по-прежнему остаются очень влиятельными людьми, но за последние пять лет их власть немного пошатнулась. Уровень коррупции тоже снизился», — говорит Кяхкёнен.
Помимо борьбы с коррупцией в задачи Кяхкёнен входит продвижение экономических реформ.
Всемирный банк поддерживает проекты реформ на Украине и выделяет кредиты на миллиарды евро. Поэтому Кяхкёнен принимают в президентском дворце и правительственных кабинетах.
В обычный рабочий день она может, к примеру, встретиться с министром сельского хозяйства и оставить строгий отзыв о том, что реформы не продвигаются в желаемом темпе.
По словам Кяхкёнен, она работает сутки напролет семь дней в неделю. Так что нет ничего удивительного в том, что порой ее охватывают сомнения. Когда это происходит, Кяхкёнен подходит к окну своего кабинета и смотрит на реку Днепр, которая течет через Киев.
«Это тяжелая работа», — признает Кяхкёнен.
«Но стоящая. Мы видим результаты наших усилий», — продолжает она.
Большие усилия на Украине
Пять лет назад действия протестующих, вышедших на площадь Майдан в центре Киева, привели к бегству коррумпированного президента Виктора Януковича в Россию. Демонстранты требовали реформ: правового государства, вступления в Евросоюз и прекращения коррупции. Они хотели положить конец влиянию России на Украине.
Ответные действия не заставили себя ждать. Россия захватила Крымский полуостров и начала разжигать войну в Донбассе на востоке Украины. Вскоре из России начали поступать люди и оружие, и на востоке Украины началась война.
Эти события привели к глубокому экономическому кризису на Украине.
Многие важные шахты остались на оккупированной территории, и торговля с Россией прекратилась. ВВП обрушился на 16%.
Именно последствия обвала экономики 2014-2015 годов Кяхкёнен и пытается сейчас залатать.
По ее словам, несмотря на тяжелую ситуацию на Украине, за прошедшие пять лет удалось провести больше преобразований, чем за два предыдущих десятилетия вместе взятых.
Одна из наиболее успешных реформ — чистка банковского сектора, при обсуждении которой Кяхкёнен воодушевляется.
Во времена президента Януковича владельцы украинских банков украли вклады своих клиентов на десятки миллиардов евро.
Из-за недостатка контроля деньги удалось перевести в офшорные зоны, подобные Кипру, и клиенты остались ни с чем.
«Настолько масштабного случая злоупотребления банковским сектором мы не встречали нигде в мире», — рассказывает Кяхкёнен.
Банковскую сферу стабилизировали при помощи усиления контроля и закрытия половины банков.
От грабительской экономики Януковича пройден огромный путь
Банковская сфера — отличный пример размаха коррупции до Майдана.
Окружение Януковича называли «семьей» из-за деятельности в стиле мафии. По некоторым оценкам, «семья» присвоила себе из государственной казны по меньшей мере 40 миллиардов евро.
Со времени революции на Майдане в этом вопросе был совершен значительный прорыв.
Курс валют и пенсионные реформы — воодушевляющие примеры, но все же недостаточные. По словам Кяхкёнен, структур, сохранившихся с советского времени, по-прежнему слишком много.
«Самый масштабный вызов — медленный рост экономики. После тяжелого экономического кризиса рост начался, но процесс все же идет слишком медленно, порядка 2-3%».
Поэтому уровень доходов в семьях по-прежнему остается низким. Четверть украинцев живут в бедности.
Без продолжения реформ перспективы развития Украины, по мнению Кяхкёнен, остаются удручающими.
«Всемирный банк недавно закончил работу над докладом, согласно которому Украине нужно по меньшей мере 50 лет, чтобы достичь нынешнего уровня доходов Польши. В 1991 году страны находились на одинаковом уровне, но Польша стремительно обновлялась, а Украина — нет».
Президентские выборы, которые состоятся в конце марта, будут, по мнению Кяхкёнен, водоразделом в нынешней ситуации.
«Это очень важный момент. Следующий президент определит, в каком направлении будет развиваться экономическая политика Украины. Готов ли следующий президент бороться с коррупцией, продолжить интеграцию Украины с остальным миром и совершать сложные структурные преобразования?» — рассуждает Кяхкёнен.
Результат президентских выборов будет известен в апреле. Нынешнего президента Петра Порошенко, избранного после революции на Майдане, критикуют за медлительность в борьбе с коррупцией. Сильнейшие противники Порошенко — телевизионный комик Владимир Зеленский и бывшая премьер-министр Юлия Тимошенко.
«Я бываю в Финляндии дважды в год»
Уровень влиятельности Сату Кяхкёнен на Украине понятен, но как же получилось так, что она начала решать финансовые вопросы в горячей точке мировой политики?
«Случайно и в результате активного труда».
Кяхкёнен, закончившая Высшую школу бизнеса Хельсинки, получила стипендию Фулбрайт на обучение в США. Став доктором политэкономии в Пенсильванском университете, она осталась в стране, чтобы продолжить академическую карьеру.
Там она также консультировала Всемирныйо банк, который позже пригласил специалиста к себе. С тех пор прошло практически 20 лет.
«В первый же день я поняла, что это — именно то, чем я хочу заниматься. Я не оглядывалась».
Азия, Африка и Восточная Европа уже стали для Кяхкёнен очень знакомыми. Единственный континент, где Кяхкёнен не работала — Южная Америка.
«В профессиональном отношении мои связи с Финляндией очень слабы, но там живут мои брат и мать. Я бываю в Финляндии дважды в год».
Кяхкёнен говорит, что читает финскую литературу и старается следить за новостями Финляндии.
«Мы с моим супругом-финном говорим по-фински. Чтение тоже очень помогает поддерживать уровень языка».
Одним из показателей профессионализма Кяхкёнен был пост директора глобальной практики по макроэкономике во Всемирном банке. По мнению Кяхкёнен, работать в мужской сфере на вершине финансового мира, безусловно, стоит.
Ее позиция ясна: пол не должен влиять на работу, важнее всего — профессионализм.
«У женщин и девушек должны быть примеры для подражания. Поэтому важно, чтобы женщины были на ведущих позициях и в финансовой сфере. Например, здесь, на Украине, я не сталкивалась с проблемами на этот счет».
Олигархи выступают против реформ, касающихся коррупции
Откровенная Кяхкёнен признает, что на Украине по-прежнему сохраняется экономика, опирающаяся на олигархов. Под контролем олигархов находится примерно четверть совокупных активов предприятий. Во Всемирном банке это явление обозначают термином «Crony capitalism», «Кумовской капитализм».
«Здесь есть небольшая клика бизнесменов с несоразмерно большим влиянием на решения в экономической политике. У них есть свои судьи и депутаты в парламенте».
По мнению Кяхкёнен, это оказывает крайне негативное влияние на развитие и рост экономики Украины.
В последние годы петля вокруг олигархов все же затянулась. И Сату Кяхкёнен сыграла в этом важную роль.
«Всемирный банк и Международный валютный фонд оказали давление на правительство Украины. За последние четыре года Украина разработала антикоррупционное законодательство и начала его применять».
На Украине также появилась антикоррупционная прокуратура и система учета имущества чиновников и политиков. Весной эта система прекратит существовать, когда появится антикоррупционный суд.
«Создание особого типа суда — это исключительное явление, но в случае с Украиной его рассматривают как единственную альтернативу для борьбы с коррупцией».
По оценке Всемирного банка, сокращение власти олигархов и усилившаяся конкуренция должны ускорить рост экономики Украины до 2% в год.
Благодатный край чернозема
Власть олигархов существует всюду — в том числе и в сельском хозяйстве.
Олигархи пользуются закрытым типом сельских хозяйств, владельцы которых могут только возделывать поля сами или сдавать территории другим. Продажа запрещена. По словам Кяхкёнен, олигархи арендуют участки по очень низкой цене.
«В среднем аренда гектара сельскохозяйственной территории на Украине обходится в 37 долларов, тогда как в соседней стране приходится платить по меньшей мере 200-300 долларов».
Одна из причин низкой производительности заключается в том, что олигархи довольствуются легкими в производстве культурами, такими как пшеница. На Украине гектар приносит 413 долларов, в то время как во Франции доход составляет 2,5 тысячи долларов за гектар.
Низкую производительность можно было бы легко увеличить. Плодородной земли на Украине в два раза больше, чем во Франции. Кроме этого, почва Украины исключительно плодородна, здесь сосредоточена треть чернозема земного шара.
Поэтому открытие сельскохозяйственных рынков, по мнению Сату Кяхкёнен, является одной из важнейших и необходимых для Украины реформ.
«Мы считаем, что таким образом рост экономики увеличился бы на 1,5% в год. Это значительный рост», — сообщает руководитель представительства Всемирного рынка на Украине.