Либеральный истеблишмент постоянно пытается объяснить победу Трампа на выборах вмешательством россиян, вместо того чтобы признать, что ущерб американской демократии наносят растущие классовые различия в стране.
На прошлых выходных Роберт Мюллер (Robert Mueller) передал доклад о вмешательстве России в президентские выборы в США министру юстиции. Несколько лет Мюллер расследовал возможное сотрудничество между избирательным штабом Дональда Трампа и Россией, пытающейся повлиять на результат американских выборов.
Сейчас, похоже, стало окончательно ясно, что в ходе расследования никаких доказательств предполагаемой связи обнаружено не было. Дональд Трамп ликует, предвкушая, как будет мстить за так называемую «охоту на ведьм», начатую против него после победы на выборах в 2016 году. Конечно, американский народ не посвятили во все результаты расследования, но доказательств возможного сотрудничества Трампа с Россией, что было самым важным вопросом, следователи, похоже, не нашли.
Весьма вероятно, что результат расследования Мюллера, учитывая огромное внимание, которое оно привлекло к себе за эти годы, увеличил шансы Трампа вновь избраться на пост президента. Сейчас он может с триумфом заявить, что против него вели политическую «охоту на ведьм», в том числе в прессе, хотя некоторые пункты расследования, надеюсь, до сих пор могут доставить Трампу проблемы.
Россия — конечно, авторитарное империалистическое государство, которое разнообразными способами пытается вмешиваться в демократические дела других стран — так же, как и США (мы ведь не забыли о деле Эдварда Сноудена), а теперь все больше и Китай. На сегодняшний день проблема в том, что пока столько критики звучит в адрес Трампа относительно его возможной связи с Россией, более важные вопросы нередко остаются незамеченными.
Либеральные элиты по всему миру больше заинтересованы в том, чтобы убрать непредсказуемого Трампа за его связи с Россией, чем за то, что он делает с американским народом, действуя в пользу самых богатых, и с климатом, отрицая глобальное потеплением.
Либеральный истеблишмент постоянно пытается объяснить победу Трампа на выборах вмешательством россиян, вместо того чтобы признать, что ущерб американской демократии наносят растущие классовые различия в стране.
Я рекомендую почитать книгу «Безумная демократия в Америке?» (Democrazy in America?) двух политологов Мартина Джиленса (Martin Gilens) и Бенджамина Пейджа (Benjamin Page). Обратите внимание на вопросительный знак в заглавии. Оба автора констатируют в ней, что «среднестатистический американец имеет очень небольшое влияние на федеральную правительственную политику или не имеет его вовсе. Журналист из «Вашингтон пост» (Washington Post) в интервью после выхода книги с удивлением воскликнул: «Объясните, что значит вопросительный знак в названии! Вы считаете, что в США больше нет демократии?» В принципе, оба автора на этот вопрос ответили утвердительно: они считают, что рядовые граждане на американскую демократию никоим образом повлиять не могут.
Поддержка различных реформ, направленных на установление равноправия, в США велика. Однако ее нивелируют мощные бизнес-лобби и Верховный суд, которые тормозят демократию. Когда Пейдж и Джиленс перечисляют всех вкачивающих деньги в политику миллиардеров, просто невозможно не испугаться.
Я, конечно, болел за Хиллари Клинтон в ее финальной битве против Трампа (а в первом туре — за Берни Сандерса). Но проиграла она не из-за российского вмешательства, а по той мрачной причине, что не предложила никаких политических мер, чтобы улучшить положение угнетенного американского рабочего класса с бедняками и притесняемыми по расовому признаку меньшинствами. За последние несколько десятилетий Демократическая партия практически утратила репутацию партии работяг, констатирует журналист Томас Франк (Tomas Frank) в книге «Послушай, либерал» (Listen, Liberal), которая вышла вскоре после президентских выборов.
Феномен Дональда Трампа возник просто-напросто из растущего в американском обществе неравенства и вследствие того, что идеологический настрой Демократической партии уже давно ослабевает. Либеральные элиты никак не хотят признавать это, где бы они ни находились: в руководстве Демократической партии, на Уолл-стрит или на первых страницах шведских газет. Все они предпочитают выставлять Россию главным злодеем разыгравшейся драмы.
«Трамп — логическая кульминация нынешней неолиберальной системы», — заявила Наоми Клейн (Naomi Klein) в книге, которую она быстро выпустила после победы Трампа на выборах. Обратите внимание на ее выражение «неолиберальная система». Трамп — никакой не неолиберал, он капиталист, лидер, какие обычно появляются, когда неолиберализм теряет доверие в обществе, позволив выдвинуться воинствующему правому популизму.
Мы должны очень внимательно следить за тем, что делает Россия с помощью разнообразных кампаний влияния. В этом нет никаких сомнений. Но нельзя отрицать и то, что политические дебаты сейчас зациклились на России. Вот почему стало так легко вытрясти очередные бессмысленные миллиарды на оборону — при том, что получить деньги на улучшение катастрофической ситуации в сфере ухода за пожилыми или на здравоохранение почти невозможно. Зацикливание на российской угрозе может толкнуть Швецию в объятия НАТО и спровоцировать создание европейской армии.
Трамп, похоже, переживет «российское дело» (во всяком случае в том, что касается пункта о его сотрудничестве с Россией). И вновь получается, что единственная конструктивная критика против реакционного президента состоит в том, что он — президент богатых.