В 2017 году Народно-освободительная армия Китая (НОАК) объявила о планах сокращения численности личного состава с 2,3 миллиона до менее чем одного миллиона человек, причем доля сухопутных войск в новой структуре должна будет составить менее 50%. А в прошлом году НОАК сократила более 300 тысяч военнослужащих из состава сухопутных войск и объявила о ликвидации более половины небоевых должностей. Вдобавок ко всему она утверждает, что сократила свой офицерский корпус на 30%.
Китай не разоружается. Напротив, он реализует весьма амбициозную программу, чтобы иметь возможность вести войны будущего, а не прошлого. НОАК больше не видит необходимости в содержании огромных сухопутных войск для ведения боевых действий по типу Второй мировой войны или корейского конфликта. Вместо этого она создает кибернетические и ракетные командования, а также серьезно модернизирует и укрепляет свои ВВС и ВМС.
Китай за короткое время модернизировал свою экономику. То же самое произошло и с его вооруженными силами. Китайские ВМС стали самыми крупными в мире, и США при существующей на сегодня программе кораблестроения не имеют никаких шансов догнать КНР. Ситуацию усугубляет и то, что ВМС США выполняют глобальные задачи и не могут сосредоточить все силы возле китайского побережья. Соотношение военно-морских сил в восточной части Тихого океана сместилось в сторону Китая.
Вдоль своей береговой линии, включая Тайваньский пролив, Китай является мощной морской державой, что отмечает адмирал Филип Дэвидсон (Philip Davidson), командующий Индо-Тихоокеанским командованием. Он называет Китай «равным по силам соперником», который «способен контролировать Южно-Китайское море в любых сценариях, за исключением войны с Соединенными Штатами». С учетом того, что американские авианосцы уже не могут действовать внутри первой гряды островов, заявление адмирала указывает на то, что эпоха американского военно-морского господства подходит к концу, особенно в Восточной Азии.
Морская мощь Китая подкреплена береговыми противокорабельными ракетными системами. Ракетные войска НОАК развернули на материковой части новое поколение противокорабельных ракет средней дальности DF21-D (1 440 километров) и DF26-D [2560 километров (1600 миль) — так в тексте, в последующих упоминаниях этой ракеты дальность указана всегда разная — прим. ред.]. Считается, что эти ракеты способны поражать военно-морские цели, включая авианосные ударные группы класса «Нимиц», на удалении до 4 000 километров от китайского побережья.
Ракету DF26-D, которую китайские СМИ окрестили «убийцей Гуама», впервые показали на параде в 2015 году. По сообщению ракетных войск НОАК, недавно эти ракеты были размещены в удаленной горно-пустынной местности на северо-западе страны, где ракетные комплексы перемещаются с места на место на грузовиках в готовности к быстрому пуску. Такие средства положили начало новой эпохе в военно-морской стратегии, и теперь противокорабельные ракеты наземного базирования, которые очень сложно засечь, могут стать господствующей силой на море.
Они особенно эффективны против надводных кораблей, которые обладают ограниченными возможностями по отражению залповых ракетных атак. Имея на вооружении противокорабельные ракеты, материковая часть Китая превращается в один большой непотопляемый корабль. Этими ракетами в неядерном снаряжении также можно наносить удары по всем базам США и их союзников в данном регионе, в том числе по японским и южнокорейским. Такая перспектива усиливает опасения по поводу упреждающих китайских неядерных нападений на эти объекты в случае кризиса.
Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) с Россией от 1988 года (Китай в нем не участвует) США на 30 лет запрещено разрабатывать ракеты средней дальности наземного базирования такого типа (средняя дальность — это от 500 до 5 500 километров). По договору США и предположительно Россия могут производить пуски таких ракет только с кораблей и самолетов.
На момент ратификации ДРСМД был вполне логичен и имел смысл. В Европе было ядерное противостояние между двумя сверхдержавами, какими являлись Соединенные Штаты и Советский Союз. Способные нести ядерный заряд ракеты средней дальности в Европе создавали опасную напряженность, поскольку у сторон было всего несколько минут на оценку того, подверглись ли они ракетно-ядерному нападению, и надо ли на это реагировать. Договор РСМД стал позитивным шагом и позволил уменьшить напряженность. Кроме того, он способствовал реализации более масштабных инициатив между сверхдержавами в области разоружения, таких как договоры о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).
Сценарий холодной войны, который три десятка лет лежал в основе ДРСМД, в свое время исчез. Сегодня США и их тихоокеанским союзникам противостоит равная по силам военная держава Китай, которая на протяжении всего этого времени обладала полной свободой действий и могла создавать и развивать свой ракетный потенциал средней дальности воздушного, морского и наземного базирования.
Даже в море и в воздухе американские ракеты средней и меньшей дальности обладают меньшей досягаемостью, нежели китайская DF26-D, дальность которой составляет свыше 4 100 километров или 2600 миль (так в тексте — прим. ред.). Главной ракетой ВМС США является «Томагавк», обладающий дальностью пуска около 2 400 километров. Для запуска «Томагавков» американским ВМС придется пойти на большой риск, поскольку их надводные корабли будут вынуждены войти в зону поражения китайских ракет наземного базирования DF26-D. Американские ядерные авианосцы тоже должны будут приблизиться к побережью Китая, чтобы их ударные самолеты могли подняться в воздух и произвести пуск ракет класса «воздух-земля».
Новейшее поколение американских авиационных ракет класса «воздух-земля» — это JASSM и JASSM-ER, но дальность их пуска также меньше, чем у китайских DF26-D. Это крылатые ракеты, и открытые источники указывают на то, что дальность пуска у них составляет 370 и 1 000 километров, соответственно. Вглубь китайской территории предположительно могут проникнуть американские бомбардировщики-невидимки В-1 и В-2, несущие на борту такие ракеты и способные создать угрозу китайским ракетам наземного базирования. Но им понадобится дозаправка в воздухе, а самолеты-заправщики могут взлететь с американских баз, находящихся в пределах досягаемости китайских баллистических ракет. Кроме того, этим бомбардировщикам придется уходить от все более современных систем ПВО и заниматься поиском этих ракет, что невероятно сложно, ибо они перевозятся на колесной тяге и являются высокомобильными.
Итог таков. Пока США выполняли условия ДРСМД, Китай за последние несколько десятилетий создал мобильную, незаметную ракетную систему наземного базирования, которая может наносить высокоточные удары по наземным и морским целям на удалении более 3 200 километров или более 2000 миль (так в тексте — прим. ред.) от своих берегов. Северная Корея и Иран тоже занимаются разработкой и развертыванием такого оружия наземного базирования.
Выход из ДРСМД позволит США догнать противников и развернуть такие ракетные системы, которые наверняка будут играть более важную роль в будущих неядерных войнах наряду с беспилотными летательными аппаратами и кибернетическими средствами. Если в ходе Первой мировой войны значительные изменения претерпели пулеметы и артиллерия, а во время Второй мировой войны танки, авианосцы и авиация, то в будущем характер неядерного конфликта коренным образом изменят ракеты, кибернетическое оружие и беспилотники.
Далее, сухопутные пусковые установки ракет средней дальности имеют существенные преимущества над ракетами морского и воздушного базирования. Ракеты, запускаемые с земли, дешевле, их проще развертывать, маскировать и оборонять по сравнению с морскими и авиационными аналогами, пуск которых производится с надводных кораблей и с самолетов, взлетающих с авианосцев или с авиабаз. Например, во время первой войны в Персидском заливе американские военные так и не смогли выследить и полностью уничтожить иракские пусковые установки «Скад», которые незаметно перемещались в пустыне с места на место, хотя казалось бы, что в такой местности обнаружить крупные пусковые установки намного проще.
Ракеты наземного базирования, как и зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», можно быстро перебрасывать в горячие точки не только в регион Тихого океана, но и на Ближний Восток и в другие места в целях оказания поддержки союзникам. Возможность быстрого развертывания наземных ракет средней дальности в Японии, Южной Корее, Австралии и на Филиппинах могла бы оказать серьезное влияние на китайские военные расчеты, подвергая их ВМС и военные базы новым рискам. Кроме того, Соединенные Штаты получают менее дорогостоящий и более защищенный вариант, чем дорогостоящие системы доставки ракет морского и воздушного базирования.
Соединенные Штаты объявили о том, что выходят из ДРСМД по причине нарушений этого соглашения Россией. По вполне понятным причинам это вызвало обеспокоенность из-за того, что гонка ядерных вооружений с Россией может возобновиться. Но факт остается фактом: у США не осталось выбора, так как Россия нарушила ДРСМД, развернув свою крылатую ракету 9M729 (ее дальность — 2 350 километров), и упорно отказывается исправить такое положение. Немецкая газета «Франкфуртер альгемайне» со ссылкой на неназванные разведывательные источники сообщает, что Россия уже развернула как минимум четыре ракетных дивизиона 9M729, каждый из которых имеет четырехколесные пусковые установки с четырьмя ракетами. В целом это 64 ракеты (так в тексте — прим. ред.), которые могут нанести удар по европейским целям НАТО.
Продолжая соблюдать ДРСМД, Соединенные Штаты столкнулись с очень трудной ситуацией. С одной стороны, Россия нарушает этот договор и размещает новые ракеты. С другой, разнообразный ракетный арсенал наземного базирования создают китайцы (а также иранцы и северные корейцы). Согласно сообщениям другого источника, недавно аналитический центр РЭНД провел военные игры, в сценарий которых включили действия Китая и России. Как заявил аналитик этого центра Дэвид Очманек (David Ochmanek), Америке в ходе этих игр «надрали задницу».
США, на 30 лет лишенным возможности разрабатывать такие средства, предстоит очень многое сделать, чтобы догнать своих противников. Им необходимо не просто как можно быстрее разработать такие ракеты, но и внедрить их в свою стратегию и тактику ведения военных действий.
Морская пехота и ВМС США уже изучают возможности применения ракет средней дальности пехотными подразделениями во взаимодействии с малозаметными и высокоскоростными кораблями для захвата и ведения воспрещающих действий в морских узостях, таких как Малаккский пролив. В будущих неядерных войнах все чаще будут применяться дроны, кибернетическое оружие и ракеты. Соединенные Штаты не смогут ответить на эти вызовы, если руки у них будут связаны договором. От ДРСМД пришлось отказаться.