Африканский Рог — стратегический регион, граничащий с Баб-эль-Мандебским проливом. На севере он выходит в Красное море, а на юге — в Индийский океан. В последние два года, особенно в связи с кризисом в Персидском заливе, на его берегах страны ведут «холодную войну» за захват африканских портов. Государства стремятся контролировать судоходные маршруты и стремительно захватывают объекты на геополитической карте региона.
Как показывают спутниковые снимки, на территории порта Асэб, приобретенной ОАЭ в 2015 году, не производились строительные и иные работы с целью развития военного порта. На деле эта зона превратилась в военную базу Эмиратов, с которой вылетают самолеты, участвующие в операциях коалиции Саудовской Аравии в Йемене.
Сделанные недавно снимки не запечатлели наличие на данной территории контейнеров или коммерческих судов. Вместо них там находятся 13 гражданских судов, 11 военных кораблей и два военно-транспортных судна.
Кроме того, в арендованной ОАЭ зоне на эритрейском побережье находится секретная тюрьма. Группа, анализирующая спутниковые изображения, подтвердила факт наличия тюрьмы в прибрежной зоне между аэропортом и портом в Асэбе. Ее общая площадь составляет 417 тысяч квадратных метров. Также в тюрьме имеются подземные помещения. Возможно, в этой тюрьме ОАЭ содержит незаконно похищенных лиц, как следует из обвинений в адрес Эмиратов со стороны международных организаций. В частности, имеются сообщения о нарушении прав человека, основанные на показаниях семей жертв. Они рассказывают о депортации йеменских заключенных в тюрьмы за пределами Йемена.
Это также может выявить реальные цели, стоящие за расширением влияния ОАЭ в регионе Баб-эль-Мандебского пролива. Это один из важнейших транспортных коридоров между Европой, Средиземноморьем, Индийским океаном и Восточной Африкой, а также один из основных факторов, превращающий Йемен в стратегически важную территорию, контролирующую данный коридор.
Как следует из журналистского расследования агентства «Ассошиэйтед Пресс» (Associated Press), под контролем ОАЭ и их союзников на юге Йемена находятся 18 секретных тюрем. В них содержатся около двух тысяч йеменцев, в отношении которых регулярно применяют жестокие пытки.
Правозащитные организации и средства массовой информации распространили информацию о нарушениях в секретных тюрьмах на юге Йемена. В частности, в отношении заключённых действуют правила безопасности, запрещающие родителям заключённых навещать своих детей. Кроме того, говорится о нежелании служб безопасности в Адене говорить о количестве заключенных и местах их содержания под стражей.
По информации, предоставленной агентством, заключённые становятся жертвами зверских пыток, включая пытки огнём и сексуальное насилие. Бывший заключённый, находившийся шесть месяцев в аэропорту Риян, рассказывает о постоянных криках и атмосфере страхе, а также различных болезнях. По его словам, тех, кто жаловался, доставляли в камеру для пыток.
Как признают официальные лица, служащие в Пентагоне, Вашингтон участвовал в допросе задержанных в этих секретных тюрьмах, которые контролируются силами Йемена и ОАЭ. Более того, они имеют постоянный доступ к этим тюрьмам, что может быть нарушением международного права.
Хотя военная ситуация в Йемене изменчива, и конфликт до сих пор не урегулирован, стремление ОАЭ распространить своё влияние на остальные йеменские города на берегу Красного моря стало неоспоримым фактом. Абу-Даби контролирует большинство торговых и нефтяных портов Йемена в попытке расширить свое влияние по обе стороны Баб-эль-Мандебского пролива и избавиться от всех конкурентов.
Согласно расследованию, ОАЭ действительно пытаются контролировать все йеменские города, выходящие в Красное море, и направляются в Сомали, где заключили соглашения, которые сомалийское правительство считает незаконными.
Гонка вокруг военных баз на Африканском Роге доказывает, что торговые сделки, касающиеся портов, — лишь предлог для строительства этих баз. Помимо иностранных баз в Джибути и баз ОАЭ в Эритрее и Сомалиленде, другие страны также ступили на этот путь. Африканский Рог становится важным с точки зрения безопасности регионом не только из-за своего стратегического расположения на пересечении морских торговых путей, но и из-за близости к зонам региональных конфликтов.
Агрессия против Йемена для ОАЭ была неоценимой стратегической возможностью, однако отнюдь не для восстановления правительства беглого президента Абда Раббо Мансура Хади и других заявленных и пропагандируемых целей. Истинной причиной являются стратегические амбиции по обеспечению зоны влияния, простирающейся от юга Персидского залива до Красного моря и Африканского Рога.
За последние четыре года ОАЭ построили в этих проливах и заливах базы и другие военные объекты. Это происходит в Адене, Маскате и Мауне в Йемене, Асэбе в Эритрее, в Бербере и Босасо в Сомали.
Военное присутствие закрепляет роль ОАЭ в качестве сильного игрока среди нестабильных политических режимов в этом регионе. Сегодня считается, что Абу-Даби обладает большим влиянием, особенно в связи со сложной геополитической гонкой, в которой он конкурирует с группой других региональных игроков. Прежде всего речь идёт о Турции, которая имеет свои собственные амбиции и модель поведения в регионе, основанную на экономическом развитии и предоставлении социальных услуг. Эта модель оказалась успешной, поскольку Анкара завоевала сердца и умы арабов, что позволило ей также заполучить другие привилегии и добиться открытия военной базы в Сомали.