Интервью с журналистом телеканала «Белсат» Михалом Кацевичем (Michał Kacewicz)
Newsweek Polska: Зеленский — 30,4%, Порошенко — 17,8%. Этот результат Вас удивил?
Михал Кацевич: Тренд, который демонстрировали опросы, подтвердился, но такой высокий результат Зеленского в некотором роде ошарашил даже тех, кто за него голосовал.
— Благодаря чему он стал победителем первого тура?
— В первую очередь следует обратить внимание на высокую явку в Восточно-Центральной Украине, где преобладает русскоязычный электорат Зеленского. Это часть страны, не получавшая должного внимания: считалось, что после Майдана она проиграла, стала апатичной, но на выборах она проявила себя активно. Свою роль сыграла публикация предвыборных опросов, показывавших, что разрыв Зеленского и его соперников увеличивается.
Второй фактор, способствовавший победе актера, — это использование его телевизионной известности. В предвыборную неделю (и даже в день голосования) популярный украинский канал «1+1» показывал сериалы, главную роль в которых играет Зеленский, в том числе ставший хитом фильм «Слуга народа». Его третий сезон — это неприкрытая агитация. Зеленский играет кандидата от народа, который хочет привести страну в новое лучшее будущее, при этом персонажи, напоминающие Порошенко и Тимошенко, представлены в крайне негативном свете.
— Остаются ли у Порошенко шансы на победу во втором туре?
— На Порошенко работает то, что Зеленский использовал максимум мобилизации своего электората. При этом уровень явки в западных и центральных областях Украины был ниже, чем в среднем на предыдущих выборах, так что теоретически большим потенциалом в этом плане обладает Порошенко. Проблема в том, что многие жители Центральной и Западной Украины эмигрировали в Европу: в Польшу, Германию, Чехию. Сложно ожидать, что многие из них отправятся в консульства голосовать.
— Кого поддержат кандидаты, не пробившиеся во второй тур?
— Большинство из них, по всей вероятности, поддержит Зеленского, рассчитывая на то, что их партии на осенних парламентских выборах смогут войти в широкую коалицию с движением «Слуга народа». Скорее всего, его также поддержит Юлия Тимошенко, которая потерпела серьезное поражение, заняв третье место. Она хочет остаться в политике, и с разных сторон уже поступают сигналы о том, что оба избирательных штаба пытаются придти к соглашению. Тимошенко может поддержать Зеленского во втором туре, а в перспективе — стать главой правительства, если ее партия «Батькивщина» войдет в состав коалиции со «Слугой народа», а потом они сформируют совместное правительство, если одержат победу на парламентских выборах.
— Как будет выглядеть президентская кампания перед вторым туром?
— Я ожидаю, что в ближайшие три недели развернется ожесточенная предвыборная борьба, в которой соперники будут наносить друг другу «удары ниже пояса». Кампания началась уже через полчаса после объявления данных экзитполов. Порошенко в своем выступлении говорил, что Зеленский — марионетка олигарха Игоря Коломойского, а Зеленский рассказывал о коррупции в окружении действующего президента. Более того, вскоре после обнародования результатов опросов репортажи на эту тему показал телеканал «1+1», который принадлежит Коломойскому.
Появилась неофициальная информация о том, что штаб Порошенко и Служба безопасности Украины располагают компрометирующими материалами, демонстрирующими связь Зеленского с Коломойским. Однако даже если что-то такое станет достоянием гласности, окружению президента придется вести очень активную работу, чтобы демобилизовать электорат актера.
— Кто из кандидатов выглядит более предпочтительным с точки зрения Польши?
— Во время пятилетнего президентства Порошенко у нас, с одной стороны, хорошо складывалось сотрудничество в сфере безопасности, но с другой — возникали столкновения на почве подхода к истории. Если Порошенко выиграет, его победа в любом случае не будет выглядеть убедительно, сильного мандата он не получит. В период между президентскими и парламентскими выборами он будет стараться укрепить свою позицию, и тогда у Польши появится возможность добиться каких-то подвижек. Варшаве хотелось бы выступать посредником, помогающим Украине интегрироваться с Западной Европой, но Порошенко отмечал, что с поляками сложно вести сотрудничество и предпочитал договариваться с Западом напрямую.
Если президентом станет Зеленский, Варшава отойдет во внешней политике Украины на второй план, ведь он уроженец востока страны. Он не испытывает в отношении Польши сильных эмоций, она для него просто страна с низким экономическим и политическим потенциалом. Не следует, однако, забывать, что Зеленский — не политик, а его покровитель Игорь Коломойский был одной из фигур, оказывавших сильное воздействие на украинский исторический дискурс. По его мнению, новый польский закон об Институте национальной памяти был по содержанию антиукраинским и антиеврейским. При этом не секрет, что у Коломойского еврейские корни.