Об отсутствии спроса Роман Абрамович, владелец британского футбольного клуба «Челси», мог не беспокоиться, когда две недели назад он выставил на продажу свои доли в российском горно-металлургическом концерне «Норникель». Покупатели, преимущественно из Великобритании, континентальной Европы и США, а также 33 % из самой России, проявили настолько большой интерес, что в итоге Абрамович продал не 1,25 % акций компании, как планировал раньше, а сразу 1,7 %. А именно за 551 миллион долларов, что стало самой крупной продажей акций российских компаний за последние почти полтора года.
Момент для продажи был выбран отлично. В последнее время акция горно-металлургической компании в рублевом выражении била один рекорд за другим. В день совершения трансакции «Норникель» на лондонской бирже оценивался в 34,8 миллиарда долларов. Это и не удивительно, если учесть экстраординарный рост цены на палладий в последние месяцы, который заметно замедлился лишь на прошлой неделе. Концерн с 83 тысячами работников, главные месторождения которого находятся на Таймыре на севере России и на Кольском полуострове в Баренцевом море, является самым большим производителем палладия в мире, его доля на рынке составляет почти 40 %. Кроме того, концерн оспаривает у бразильского концерна «Вале» (Vale) первое место в мире в производстве никеля. Помимо меди, «Норникель» производит еще платину и целый ряд других металлов.
Что касается большого любителя футбола Абрамовича, решившего постоянно проживать в Лондоне, то он намеревался уже давно продать принадлежащие ему 6 % акций предприятия. То, что в 2012 году он их вообще купил, произошло не совсем добровольно. Об этом его попросило само российское руководство, чтобы восстановить мир в стратегически важном концерне. Дело в том, что его главные акционеры, магнаты Владимир Потанин и Олег Дерипаска, много лет боролись между собой, как это часто случается среди российских олигархов, за главенствующее положение в компании и много раз даже разбирались друг с другом в лондонских судах.
Такое произошло и в прошлом году, когда Абрамович захотел продать им обоим довольно большой пакет акций и по этому поводу разгорелся спор. Тогда речь зашла даже о так называемой русской рулетке, то есть об аукционе, в ходе которого победит тот акционер, который сделает владельцу самое выгодное предложение.
Но из этого ничего не вышло, так как 51-летный Дерипаска в начале апреля 2018 был обложен серьезными американскими санкциями. Считавшийся самым агрессивным «прикупателем» в стране и до финансового кризиса самым богатым русским, он должен был под давлением американцев уступить контрольные пакеты акций в своих собственных предприятиях. В том числе, и в алюминиевом концерне «Русал», через который он держит 27,8 % акций «Норникеля».
А 58-летний Потанин, который в середине 90-х годов был заместителем премьер-министра и считается одним из группы топ-олигархов того времени, когда это понятие впервые было применено к российским крупным предпринимателям, держит свои 34,6 % акций «Норникеля» через свой холдинг «Интеррос». Особенно громко о Потанине заговорили из-за его крупных инвестиций в зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Сегодня журнал «Форбс» ставит его на шестое место в списке самых богатых русских, оценивая его состояние в 18,1 миллиарда долларов. В течение одного года оно увеличилось на 2,2 миллиарда долларов.
Тут он прав. И с подачи Абрамовича кое-кому удалось за последнее время хорошо заработать. Товарооборот «Норникеля» в прошлом году вырос на целых 28 % и достиг уровня в 11,7 миллиардов долларов, причем 34 % роста получены от продажи палладия и по 27 % от продажи никеля и меди. Доналоговая прибыль выросла на 56 % до уровня в 6,2 миллиарда, чистая прибыль увеличилась на 44 % и составила 3,06 миллиарда долларов. Маржа доналоговой прибыли достигла уровня в 53 %, что стало одним из самых высоких показателей среди диверсифицированных горно-металлургических предприятий мира. Свободный «кэш-флоу» составляет 4,5 миллиарда долларов.
«Норникелю» сыграла на руку динамика цен на палладий. Цена на этот драгоценный металл, который в России получают при переработке меди и никеля, а во второй по значению стране-производителе палладия Южной Африке — как побочный продукт переработки платины, в период с начала 2016 года и до прошлой недели достиг стоимости в 1 622 доллара за унцию, то есть утроился в цене. С лета 2018 цена так резко пошла вверх, что котировки палладия впервые за 16 лет перегнали котировки золота. Но на прошлой неделе произошли корректировки цены, так как возникли опасения относительно ослабления конъюнктуры. Кроме того, российское министерство промышленности объявило, что не собирается вводить ограничения на экспорт палладия, о которых до сих пор ходили слухи. В настоящий момент палладий стоит 1 386 долларов за унцию.
Палладий относится к металлам платиновой группы и применяется, прежде всего, в автомобилестроении при производстве катализаторов в бензиновых моторах, поэтому «дизельный скандал» подстегнул спрос на него. Почти три четверти производимого в мире палладия идут на производство автомобилей, остальное — в электронику, производство украшений и в зубоврачебную медицину для сплавов, применяемых в зубных коронках. Так как палладий обладает феноменальной способностью аккумулировать 1000-кратное своему объему количество азота, его используют для очистки нефти. Вот уже семь лет, как спрос на палладий превышает предложение.
Но как раз эта сильная зависимость от автомобильной промышленности может и навредить цене на палладий — такое опасение высказал, например, еще до теперешней корректировки цены «Коммерцбанк» (Commerzbank) и сослался при этом на снижающийся по всему миру сбыт автомобилей. Другие же наблюдатели указывают на то, что перспективы на спрос отражаются на цене на металл. Кроме того, возможно, что автомобилестроители станут усиленно использовать широко применяемый в дизельных моторах родственный палладию металл платину, цена на которую в 2018 году упала более чем на 15 %. Высказываются также предположения, что рост выпуска электромобилей заставит цену на палладий опуститься. Прогноз банка «Сити» (Сiti), согласно которому цена на унцию палладия в 2019 опустится до 1 425 долларов, уже оправдался в четверг. На 2020 год «Сити» предсказывает падение цены до 1 150 долларов.
Абрамович выбрал оптимальный момент
Но далеко не все настроены так пессимистично. Как подчеркивает агентство «Блумберг» (Bloomberg) в одном из своих анализов, бум в производстве гибридных автомобилей, нуждающихся в палладии, будет намного сильнее, чем у чисто электрических автомашин. Сам «Норникель» предсказывает, что «комбинированное применение палладия в гибридных и плагин-гибридных автомобилях в следующем году утроится по сравнению с 2016 годом».
В «Норникеле» намеченные на прошлый год показатели были достигнуты не только за счет повышения цены на палладий, но и благодаря тому факту, что в 2018 году на рынок были поставлены накопленные и хранившиеся на складах запасы палладия. Важное значение, кроме того, имел ввод в эксплуатацию восточно-сибирского крупного месторождения «Быстринское» вблизи озера Байкал, в 400 километрах от китайской границы. Оно считается одним из десяти крупнейших разведанных месторождений меди, но там есть также золото и магнезит, используемый в строительстве, полупроводниковой электронике и даже при лечении рака. За последнее время месторождение увеличило доналоговую прибыль на 100 миллионов долларов. Разработка месторождения должна достигнуть полной мощности в 2020 году, главным потребителем продукции станет Китай.
Из-за завершения строительных работ в «Быстринском» в конце 2017 года инвестиции «Норникеля» в прошлом году сократились на 22 % до уровня 1,6 миллиарда долларов. Но уже на 2019 год запланированы инвестиции в размере от 2,2 до 2,3 миллиардов долларов.
На фоне этих грандиозных планов главный акционер Потанин на прошлой неделе намекнул, что собирается провести с Дерипаской, который всегда хотел получать высокие дивиденды и добивался этого, переговоры о сокращении дивидендов. Акционеры, которые в настоящее время могут ожидать доходов от дивидендов приблизительно в 10 %, отреагировали на это в среду продажей своих долей. Акция, и так пострадавшая от корректировки цены на палладий, подверглась дополнительному давлению.
Только одного человека все это касается лишь косвенно: любителя футбола Абрамовича. Он выбрал оптимальный момент для продажи своих акций. А оставшиеся у него акции он согласно договоренности, может сбросить не раньше, чем через два месяца.
* Так называемый «дизельный скандал» разгорелся несколько лет назад вокруг крупных немецких автостроителей, которых обвиняют в фальсификациях информации об уровне выхлопов у дизельных автомобилей.