Если победу одержит действующий президент Петр Порошенко, это будет второй раз, когда человек, занимающий пост президента Украины, удостоился повторного избрания и, в отличие от второй победы Леонида Кучмы, это произойдет в условиях подлинной открытой конкуренции. Если выиграет комик и сатирик Владимир Зеленский, это станет окончанием головокружительного политического пути, начавшегося по-настоящему лишь в последние секунды предыдущего года. Предвыборные плакаты Порошенко содержали лишь одно слово «думай», служившее очевидным намеком, что выбор в пользу Зеленского является безрассудством. Лозунг президентской кампании звезды украинского рока Святослава Вакарчука — «Выборы — это не шутки» — также представлялся очевидным предостережением для желающих проголосовать за Зеленского. Несмотря на это, Зеленский набрал 30% голосов, солидно оторвавшись от своего соперника Порошенко, получившего около 16-18%.
Пока что Зеленский скупо делился деталями своей политической программы, а данные экзит-полов приветствовал в своем предвыборном штабе раундом в пинг-понг. Однако в некотором смысле он поменялся ролями с Порошенко, намекнув, что комментарии о «шуточном голосовании» принижали избирателей.
Что касается Тимошенко, решительно проигравшей и попавшей на третье место с примерно 13% голосов, то результат Зеленского свел на нет ее очередную попытку занять президентское кресло, которую она готовила уже много лет. Ее кампания, продолжавшаяся более года, похоже, привела к тому, что некоторые назвали бы неизбежной усталостью от ее кандидатуры. Чтобы она добилась полученного результата, требовался определенный уровень избирательной памяти электората, учитывая ее роль в смутных обстоятельствах, которые привели к катастрофическому президентству Януковича. Ее обещания утроить пенсии и вдвое сократить расходы на газ могли убедить только тех, кто считал, что стоит хотя бы попробовать. До недавнего времени она выглядела сильным, хотя и не вдохновляющим кандидатом, способным попасть во второй тур.
Несмотря на значительный разрыв в первом туре, списывать со счетов Порошенко было бы преждевременно. Причины, по которым его поддержали проголосовавшие за него в первом туре, знакомы на Западе: военный успех в обороне страны от дальнейших вторжений сил на востоке страны, получающих поддержку со стороны Кремля; подписание договора о безвизовом въезде в Европейский союз, значительное достижение в виде независимости Украинской православной церкви; и своего рода экономическая стабильность, особенно, в последнее время. Однако в отсутствие какого-то вызывающего доверие кандидата, поддерживавшего наследие протестов на Майдане, и принимая в расчет разочарование, связанное с тем, как ему удалось создать видимость деятельности в сфере борьбы с коррупцией, многие расценивают его как не наихудшего кандидата.
Зато противники Порошенко считают его узурпатором, удерживающим бразды правления от президентской администрации до службы государственной безопасности и контролирующим почти все промежуточные уровни между ними. В этом качестве он обладает огромными ресурсами, которые он сможет задействовать во втором туре выборов. В рамках этой позиции Порошенко считается отнюдь не наименьшим из зол: напротив, его характеризуют как безжалостного бизнесмена, накопившего значительное богатство за время своего президентства, в том числе, как утверждается, извлекая выгоду даже из войны на Донбассе. С этой точки зрения нынешний президент Украины предстает создателем классической постсоветской вертикали власти, опустошающим страну до такой степени, что, вместо того чтобы быть наименьшей из зол, он будет представлять угрозу самому существованию страны в будущем. В этом ключе Зеленский представляется гораздо более привлекательной кандидатурой. Порошенко, безусловно, придется задействовать значительные ресурсы, чтобы сократить разрыв с фаворитом первого тура, ходят слухи, что на Зеленского собирается компромат. Зеленскому же тоже придется начать раскрывать карты своей президентской программы, что усиливает его уязвимость по мере развития предвыборной кампании.
Как уже ранее говорилось, о кандидатуре Зеленского электорату объявили неоднозначным образом во время обратного отсчета времени в конце 2018 года на телеканале «1+1» в ходе традиционного новогоднего телешоу, и зрители (по крайней мере, те, кто внимательно смотрел на экран) отметили, что на традиционное обращение президента остается недостаточно времени перед тем, как часы пробьют полночь. Вместо привычного отчета президента о достижениях за прошедший год зрители увидели спокойное заявление Зеленского, что он сам «будет президентом». Многие тогда пропустили речь Порошенко, которую показали на канале уже после 12, когда из бутылок шампанского вылетали пробки и зрители перешли к взаимным поздравлениям.
Остроумная сатира Зеленского, которую можно было наблюдать во время кампании, выглядит на первый взгляд как самая суть здоровой демократии. Тем не менее, некоторые наблюдатели в этих обстоятельствах отмечают в ней несколько зловещий оттенок. Удивительно, однако, что украинские избиратели выразили расположение к кандидатуре, построенной на подобном продвижении по телевидению, выстроенном не в последнюю очередь на слиянии реальности с его вымышленной ролью «хорошего президента»-борца с коррупцией в популярном телесериале «Слуга народа». Как именно это размывает границы между политической кампанией и рекламой, и как этот феномен отражает, что телевидение, несмотря на многие события, направленные на противоположный результат, все еще является опиумом для народа в стране, три десятилетия назад расставшейся с коммунизмом, — вот темы, которые еще долго не дадут исследователям соскучиться.
Разумеется, без благословения в той или иной форме владельца канала «1+1» олигарха Игоря Коломойского ничего из вышеперечисленного не было бы возможно. Тем не менее, о том, насколько он опекает Зеленского, распространяются разные мнения (опять же, в зависимости от того, с кем вы разговариваете). Следует обратить внимание на то, кто из побежденных
Победы Зеленского во многом следует опасаться, не в последнюю очередь из-за его политической неопытности. Совершенно возможно, что в случае его победы Кремль на раннем этапе захочет испытать его в военном отношении. С другой стороны, это может предоставить маловероятную возможность укрепить конституционализм государства. Существенным испытанием для Украины, если она захочет избежать трудностей, возникших после предыдущих итогов выборов, станут ее демократические институты, в первую очередь, Верховная Рада (парламент) и Конституционный суд. После выборов 2010 года они оказались подчинены президенту всего за неделю. На парламентских выборах 2014 года Порошенко смог получить уступчивый блок депутатов в парламенте. Далеко не факт, что новоиспеченная партия Зеленского «Слуга народа» (названная в честь его телесериала) окажется в состоянии оказывать подобное влияние. Достойным результатом было бы восстановление баланса сил в необычной парламентско-президентской системе Украины, стремление к более тесному сотрудничеству по всему политическому спектру и укрепление демократических институтов. Непредсказуемость является доказательством реальной демократии в действии, и именно она может оказаться самой значительной победой.