Москва — Венесуэла не станет для Москвы «второй Сирией», как сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью, которое на этой неделе было опубликовано в одной российской газете, пользующейся поддержкой государства. «Нам скрывать нечего», — сказал он, отвечая на вопрос о том, что российские войска делают в Венесуэле.
На прошлой неделе в Каракасе приземлились два российских военных самолета, на борту которых находилось около 100 военнослужащих и оборудование. Это событие, которое, по словам американских чиновников, оказалось довольно необычным из-за численности контингента, обострило напряженность в отношениях между Россией и США, которая вспыхнула ранее в этом году, когда эти страны поддержали противоположные стороны в венесуэльском политическом кризисе.
США вместе с множеством других стран выразили поддержку лидеру венесуэльской оппозиции Хуану Гуайдо. Бывший лидер Национальной Ассамблеи объявил себя временным президентом страны, назвав президента Николаса Мадуро «узурпатором», захватившим власть в результате выборов, которые большинство сочли недемократическими. Между тем Москва настаивает, что Мадуро остается единственным легитимным лидером страны.
Как сообщают американские чиновники, Москва отправила в Каракас два самолета с военными, чтобы поддержать Мадуро. Однако Кремль утверждает, что военные прибыли в Каракас, чтобы осуществить техническое обслуживание военного оборудования, которое Россия отправила Венесуэле несколько лет назад.
Обстановка накалилась, когда президент Дональд Трамп посоветовал России «уйти из Венесуэлы», на что Министерство иностранных дел России ответило, что сначала США должны покинуть Сирию. Россия и США поддерживают противоположные стороны в сирийской гражданской войне, а решение президента России Владимира Путина прийти на выручку сирийскому режиму, очевидно, помогло диктатору Башару аль-Асаду сохранить власть.
В четверг, 4 апреля, заместитель министра иностранных дел Венесуэлы заявил, что в соответствии с действующими договоренностями между двумя странами они не исключают возможности того, что в страну прибудет еще больше российских военных.
У России действительно есть ценные активы в Венесуэле, и она поддерживает тесные связи с режимом Мадуро. Однако, по мнению экспертов в области обороны и международной политики, недавние события — это проявления скорее борьбы Кремля за власть, призванной в первую очередь разозлить США, чем попытка защитить лидера Венесуэлы.
«Согласно логике Кремля, жесткая конфронтация с Вашингтоном из-за Венесуэлы позволяет увеличить значимость России в глазах США, — сказал внешнеполитический аналитик Владимир Фролов в интервью CBS News. — Это политический театр, а театру нужны соответствующие декорации».
Улица с односторонним движением
Венесуэла была самым крупным партнером России в Латинской Америке с начала 2000-х годов, как сказала Татьяна Русакова, аналитик московского Центра изучения кризисного общества. По ее словам, эти связи представляют собой по большей части «улицу с односторонним движением, и в их основе лежат политические задачи».
Россия владеет двумя весьма перспективными газовыми месторождениями у побережья Венесуэлы — через государственного нефтяного гиганта «Роснефть».
Кроме того, Москва заработала 11,4 миллиарда долларов на продаже оружия Каракасу. В настоящее время она ежегодно экспортирует в Венесуэлу товары на сумму в 70-80 миллионов долларов.
Тем не менее, на торговлю с Венесуэлой приходится только 0,01% внешнеторгового оборота России.
Кремль одолжил Каракасу как минимум 2 миллиарда долларов, чтобы Венесуэла смогла купить российское военное оборудование. Кроме того, согласно недавнему сообщению в издании Financial Times, Венесуэла до сих пор должна России 6 миллиардов из тех 17 миллиардов долларов, которые Россия предоставила ей с 2006 года.
Учитывая эти обстоятельства, по словам Русаковой, она не «стала бы говорить, что в смысле торговли или экономики» Венесуэла является значимым партнером России.
Военное сотрудничество
Хотя на долю Венесуэлы приходится лишь крошечная часть внешнеторгового оборота России, в 2006 и 2013 годах Каракас стал одним из главных покупателей российского военного оборудования, и сотрудничество в этой сфере продолжается.
В настоящее время в Венесуэле строятся два российских предприятия — одно будет выпускать автоматы Калашникова, второе — боеприпасы к ним, о чем рассказал Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий в Москве.
Макиенко, который также является членом экспертного совета комитета Государственной Думы по вопросам обороны, сообщил CBS News, что Москва продолжает поставлять запчасти для оборудования, которое она ранее продала Венесуэле, а также осуществлять техническое обслуживание этого оборудования.
По словам Макиенко, в последнее время значение второго из этих двух аспектов двустороннего военного сотрудничества выросло.
Кроме того, российские вооруженные силы предоставляют консультации армии Венесуэлы.
«Группа российских военных, которые прибыли на прошлой неделе, консультируют венесуэльские войска на случай, если США или кто-то еще попытается осуществить военную интервенцию», — сказал Макиенко.
Но, по мнению другого аналитика, Россия, вероятнее всего, постарается сделать так, чтобы ее вмешательство ограничилось этими консультациями: российские вооруженные силы не заинтересованы в том, чтобы переходить в наступление или сражаться на стороне Мадуро.
«Венесуэла не является военным союзником России — таким, как, к примеру, Белоруссия или Казахстан», — сказал Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий.
Какова финальная цель?
По словам аналитика Фролова, Москва рассматривает кризис в Венесуэле как очередную возможность — как и в Сирии — позиционировать себя в качестве силы, с которой необходимо считаться и которая способна держать США под контролем.
«Стремление противостоять США там, где это возможно сделать при условии разумных издержек, основано на кремлевской идее нового мира, в котором США больше не могут свободно свергать режимы, потому что Россия готова остановить Америку», — сказал он.
Венесуэла отлично подходит под это описание: срыв планов Вашингтона в Венесуэле не требует от Кремля особых затрат и предоставляет Москве возможность отомстить за украинскую революцию2014 года, в результате которой к власти в стране пришло прозападное правительство. Кремль убежден, что именно США подготовили почву и организовали ту революцию.
«Логика здесь такова: мы тоже можем усложнить вашу жизнь, вторгшись на ваш задний двор, — так же, как вы поступили с нами», — объяснил Фролов.