Я прекрасно помню, как после победы Анджея Дуды (Andrzej Duda) на президентских выборах мы смеялись с одним моим приятелем над нашими знакомыми, которые заявляли в одной из популярных социальных сетей, что уже пакуют чемоданы и покупают билеты на самолет, собираясь уехать из Польши. Через несколько дней страсти поутихли, а потрясенные до глубины души выбором своих соотечественников несчастные остались в итоге на родине.
Я рассказал эту историю, потому что сейчас мне кажется, будто я перенесся в прошлое и вновь читаю преисполненные драматизма записи в соцсетях, только в этот раз на украинском (порой с налетом русского, то есть на суржике), а в роли потрясенных до глубины души выступают сторонники Порошенко. Несмотря на то, что их кандидат вышел во второй тур, радости они не испытывают. Причина в слишком большом перевесе Владимира Зеленского: после обработки 98,18% бюллетеней его результат составлял 30,22%, тогда как действующего президента — всего 15,92%.
Взгляд на Украину через бордовые очки
За последние пять лет Порошенко успел, словно абсолютный монарх, окружить себя придворными. В их число вошли люди, которые полностью поддерживали концепции «шоколадного короля» и не подвергали его идеи критике. На страницах украинских интернет-порталов довольно часто появлялись анонимные высказывания людей из администрации «Пороха», подчеркивавших, как сложно убедить упрямого президента принимать разумные решения. В том числе по этой причине Порошенко покинул Борис Ложкин — первый глава его администрации. Нежелание главы государства прислушиваться к мнению других привело также к негласному конфликту с руководящим ей сейчас Игорем Райниным. Причиной столкновения стало то, что «Порох», рассчитывая извлечь из этого шага выгоду, завязал сотрудничество с пророссийским политиком Геннадием Кернесом, а Райнин уже давно конфликтовал с мэром Харькова (в том числе на почве мировоззренческих расхождений), считая того вором и предателем. Открытая поддержка Кернеса со стороны Порошенко не только вызвала смешанные чувства у прозападного электората, но и спровоцировала конфликт внутри президентского лагеря. Можно предположить, что именно Райнин и его люди были тем источником, из которого исходил появлявшийся в последние недели компромат на президента.
Порошенко стоит также за интернет-армией, которая, по официальной версии, вела борьбу с российской пропагандой, а на деле стала орудием, направленным против прозападных и продемократических оппонентов главы государства. Украинцы прозвали ее бойцов «порохоботами». Название подчеркивало не только политическую ориентацию, но и интеллектуальную немощь этих вояк, которые занимались тем, что расхваливали президента в комментариях буквально под каждой статьей в прессе и очерняли критикующих его политиков, активистов или общественников. «Порохоботы» отличаются тем, что несмотря на декларируемый патриотизм и приверженность всему украинскому, зачастую владеют только «вражеским» русским языком или переходят на него в самом начале дискуссии. Что любопытно, как пишут некоторые журналисты, лишь часть «порохоботов» работает за деньги, а остальные воюют даром.
Хорошее настроение президенту также изо всех сил стараются создать самозваные эксперты. О большинстве из них до победы «шоколадного короля» никто не знал, но сотрудничество с Порошенко позволило этим дилетантам продвинуться благодаря регулярным выступлениям на симпатизирующих власти телевизионных каналах. Там они начали рекламировать и себя, и своего благодетеля, а одновременно критиковать других политиков, часто прибегая при этом ко лжи. Самым ярким примером были заявления Юрия Бирюкова и Александра Палия на тему якобы имевших место финансовых махинаций, которыми занимался Анатолий Гриценко на посту министра обороны.
Поддерживающие президента «эксперты» активизировались с приближением избирательной кампании и продолжали свою деятельность вплоть до выборов. Украинцы часто высмеивают в интернете слепой фанатизм и лицемерие этих людей. Вышеупомянутый Палий стал героем множества фотомонтажей, созданных на основе снимка, который изображает его на одном из публичных выступлений Порошенко (автором исходной фотографии был Владимир Сонюк).
Окружив себя подхалимами и карьеристами, Порошенко утратил контакт с действительностью. Свидетельством этого служат его речи, из которых следует, что он на самом деле считает себя выдающимся лидером, который в одиночку остановил Россию, обеспечил Украине томос и гарантировал стабильность экономике. К сожалению, в эти абсурдные заявления слепо верят также вышеупомянутые придворные круги, эксперты и электорат гаранта конституции, забывая при этом о ветеранах Донбасса, многолетних усилиях иерархов Церкви Киевского патриархата или о работе правительства Арсения Яценюка.
84% «московских гнид»
Тревогу штаба Порошенко должен вызывать тот факт, что более 84% украинцев, пришедших к урнам, поддержали других, по большей части относящихся к президенту критически кандидатов. Если добавить к этим 84% тех людей, которые остались дома, можно сказать, что итог президентства эгоцентричного и зацикленного на себе президента выглядит катастрофически. Переизбрание Порошенко с опорой на одних только избирателей первого тура выглядит в этом свете практически нереальным.
Каждый разумный политик задумался бы о том, как заинтересовать пассивных соотечественников и тех, кто отдал голос за других претендентов на президентский пост. Следовало бы извлечь какие-то выводы, а потом внедрить новые решения, которые позволят привлечь кого-то из 36% неголосовавших и 54% тех, кто не поддержал ни Зеленского, ни Порошенко. Однако, судя по всему, разумностью штаб президента не отличается. Отсутствие этого качества дало о себе знать уже во время компании, став ярким доказательством того, что стратег из «шоколадного Петра» неважный.
Перед выборами штаб Порошенко и его главный «политтехнолог» Игорь Грынив решили смешать всех остальных кандидатов в одну кучу и назвать их агентами Кремля/России/Путина. При этом к числу заслуживающих внимания пророссийских участников гонки можно было отнести только Юрия Бойко и Александра Вилкула (а Юлию Тимошенко — назвать политиком, которая потенциально могла бы проявить в отношении России мягкость), тогда как остальные (например, Гриценко) придерживались прозападной позиции или избегали давать развернутые комментарии на тему того, какой курс следует избрать стране (Зеленский).
Между тем штаб Порошенко избрал очень опасную в украинских условиях тактику провоцирования общественного раскола. Все, кто поддерживает президента, выступали в ее рамках «патриотами» и «мудрыми людьми», а остальные — «предателями», «агентами», «идиотами», «клоунами», «малороссами», «ватниками» и «совками». К сожалению, такой взгляд на вещи вместе с уничижительными терминами взяли на вооружение яростные защитники «Пороха». При этом обращает на себя внимание тот факт, что жертвами их нападок стали не избиратели Бойко или Вилкула, а сторонники других кандидатов.
Вскоре после оглашения результата экзитполов интернет стараниями «порохоботов» и «экспертов» вновь залила война хейта. Ненависть была направлена как на Зеленского и его избирателей, так и, в частности, на Гриценко, который заявил, что у него нет фаворита во втором туре. Особенно нелепыми выглядят ожидания сторонников Порошенко в отношении лидера «Гражданской позиции»: сначала они регулярно оскорбляли его самого и его электорат, а теперь ждут, что те безоговорочно поддержат «шоколадного короля». Одна из поклонниц президента прокомментировала новость о том, что Гриценко не собирается поддерживать во втором туре ее кандидата, следующим образом: «Вы меня закидывали сообщениями, что Гриценко супергерой, а он оказался мышью! Вся эта Украина ему глубоко… Гнида московская!»
Это лицемерное высказывание хорошо спародировал в одной из социальных сетей комментатор, выступающий под именем Антон Ходза: «Слушай, ты, чмо, идиот клинический, малоросс проклятый, *** все, что ты любишь и ценишь, тупая ты *** и манкурт. Ненавижу вас всех, предателей вонючих, конченный отморозок, *** мне на твое мнение, набил бы я тебе морду, да через интернет не получится. Проголосуй, будь добр, во втором туре за Порошенко, страну нужно спасать».
Такая тактика позволила действующему президенту сплотить электорат и выйти во второй тур (еще несколько месяцев назад казалось, что шансов у него на это нет), но одновременно расколола общество. Если раньше Украину было принято делить на прозападную и пророссийскую часть, что отражалось на карте с результатами выборов, то сейчас «линия фронта» проходит в каждой из областей. Между тем словесной агрессии «порохоботов» в отношении других избирателей и заявлений в их слепой преданности Порошенко становится в сети все больше, а это мешает им склонить сторонников других кандидатов проголосовать за «Пороха».
Штаб Зеленского быстро нанес ответный (и весьма болезненный) удар. Раз, по мнению президента, комик — всего лишь марионетка олигарха, значит, тот и должен принимать участие в дебатах, а его оппонентом следует сделать… Виктора Медведчука. Таким образом соперники главы государства намекнули, что «Порох» — сам марионетка в руках пророссийских политиков.
Почему Гладковские, Кернес и Медведчук — это серьезно?
Порошенко и его штаб, кажется, не понимают причин слабого результата в первом туре. Они прекрасно осознают, что сократить разрыв с Зеленским будет очень сложно, но они или не в состоянии прислушаться к претензиям и ожиданиям прозападного электората, или не могут убедить Порошенко в том, что пора что-то менять.
Избирателей, которые ожидают увидеть на родине качественные изменения, оттолкнуло не только нежелание властей проводить масштабные реформы. Проблемой оказался также союз Порошенко с пророссийскими и нередко замешанными в преступной деятельности мэрами городов на востоке и юге страны, а также с так называемыми локальными князьками. Президент закрывает глаза на их антиукраинскую деятельность, коррупцию, обвинения в расхищении государственных средств или преследование украинских активистов. Одной из жертв нападений стала Екатерина Гандзюк. Порошенко и все его окружение игнорировали ее убийство и даже пытались помочь замешанным в дело членам президентской партии избежать наказания. Пассивную позицию заняла как прокуратура (которой руководит преданный Порошенко Юрий Луценко), так и Служба безопасности. Между тем Гандзюк разоблачала не только коррумпированных политиков и занимающих высокие посты преступников, но и пророссийские круги в Херсонской области. Бездеятельность такой верной президенту организации, как СБУ, можно, к сожалению, счесть знаком того, что гарант конституции не заинтересован в реальной борьбе с организациями, которые сотрудничают с агрессором.
Также заслуживает внимания вялая реакция на скандал вокруг Олега Гладковского и его сына Игоря, который, пользуясь покровительством отца (экс-заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны) вместе с приятелями продавал украинским оборонным предприятиям российские запчасти для военной техники, использующейся в вооруженных силах Украины. Проблема была не в самом факте контрабанды, поскольку запчасти были нужны, а в том, что качество товара оказалось низким, а цена, которую назначали «ребята», — завышенной. История, которую обнародовал журналист Денис Бигус, демонстрирует лишь один из элементов работавшей в оборонном секторе масштабной системы разворовывания государственных средств и получения взяток. Государство, противостоящее могущественному агрессору и располагающее при этом скромными финансовыми средствами, не может себе позволить, чтобы происходило нечто подобное. Раз Порошенко этого не понимает, значит, на роль верховного главнокомандующего он не годится.
Критическую оценку следует дать также тому, что президентский лагерь поддерживал упоминавшегося выше Медведчука. Напомню, что это бывший глава администрации Леонида Кучмы и один из наиболее пророссийских политиков на Днепре, а также человек, который привел Порошенко в политические салоны. На Украине Медведчука называют «кумом Путина». «Токсичность» Медведчука и его коллаборационистская позиция, однако, не смущают «короля шоколада». Журналисты независимых телеканалов неоднократно ловили лидера движения «Украинский выбор» на том, что он посещает администрацию президента. В свою очередь, Порошенко продвигал Медведчука как идеального переговорщика, который может заняться освобождением из рук России украинских военных и гражданских заложников, а тот при поддержке президентского лагеря в последние годы смог расширить свое политическое и экономическое влияние. Благодаря «Пороху» один из самых антиукраинских политиков на Украине обрел неприкосновенность и получил монополию на топливном рынке, а при помощи депутата Тараса Козака взял под контроль два телеканала: «Ньюс Уан» и «112». За последний полет Медведчука и Бойко в Москву дело возбудили… против пограничников и Государственной авиационной службы!
Сотрудничество с пророссийскими силами, несомненно, помогло Порошенко выйти во второй тур: они агитировали за него, использовали административный ресурс и даже прибегали к давлению. Тем не менее, как верно отмечает Алексей Братущак, победа оказалась пирровой. То, что Порошенко показывается публично с такими людьми, как Труханов и Кернес, лишь отталкивает от него прозападно настроенных избирателей.
***
На этом фоне Зеленский, который не поддерживает таких патологических связей, действительно, выглядит спасением. Вдобавок, у него, в отличие от соперника, как кажется, есть стратегия. Уже сейчас некоторые блогеры (правда, чаще, смеясь), пишут, что актеру удалось как никому другому сплотить страну. С этим нельзя не согласиться, если взглянуть, как голосовали люди в разных областях.
Намеки на то, что Зеленский — пророссийский политик, не выдерживают критики. Мы видим, какими людьми он начал себя окружать: это те, кого все знают как сторонников прозападного курса. Что важно, они хотят реальных перемен и появления новой Украины, а не «потемкинских деревень», в которых за вышиванками и украинскими песнями скрывается все та же Украинская Социалистическая Республика. Конечно, недостаток Зеленского в том, что он не обладает опытом и поддерживает контакты с олигархом Коломойским, однако президентское саботирование реформ и его пророссийские связи выглядят еще более отталкивающими. Если штаб и избиратели Порошенко действительно хотят стать свидетелями переизбрания «шоколадного короля», им следует это осознать.