На улицах микрорайона Салтовка в Харькове появились бигборды, на которых изображена «битва взглядов». С левой стороны плаката размещен профиль Петра Порошенко, с правой же, вместо его основного оппонента во втором туре выборов, Владимира Зеленского, авторы рекламы поместили профиль президента Российской Федерации Владимира Путина. Также в городе распространяют печатную продукцию аналогичного содержания.
Удивительным образом появление плакатов и газет совпало с извинениями Петра Порошенко за «путинскую риторику» в адрес своего политического противника. Зеленского Петр Порошенко неоднократно называл марионеткой. То в руках олигархов, то в руках России. В понедельник президент извинился перед Зеленским: «Я убежден, что львиная доля угроз исходит от России. При этом, я еще раз повторю, я не обвинял Зеленского в том, что он агент Путина. Это точно не так. А если кто-то понял это именно так, приношу свои извинения», — сказал он.
Разумеется, нельзя утверждать, что плакаты и борды с лицом Путина появились в Украине с подачи штаба Порошенко. Но по смыслу, совершенно очевидно, что рассчитаны они на электорат действующего главы государства. Однако, по информации доцента КНУ им.Шевченко Петра Олещука, заказчиком печатной продукции является лично Порошенко, при этом ответственной за выпуск — нардеп Нина Южанина.
Так или иначе, специалисты называют содержание такой рекламы незаконной. Риторика «голосуй за правильного кандидата или Путин нападет» имеет под собой ряд оснований для судебных разбирательств.
Дело в том, что реклама «Путин-Порошенко» нарушает сразу несколько законодательных норм. Во-первых, она идет в разрез с законом «О выборах», а во-вторых, нарушает ряд норм закона «О рекламе».
«Ответственность сотрудников штаба президента за такие нарушения может наступить только в том случае, если, к примеру, лагерь оппонента или любой другой гражданин Украины подаст в правоохранительные органы заявления о нарушении, — говорит юрист Сергей Кириченко. — По факту подобное нарушение могут зафиксировать только в том случае, если эта информация появится в СМИ, а в МВД будет политическая воля для того, чтобы разобраться в ситуации».
Пока же никакого внимания со стороны правоохранителей к проблеме нет. В публичных отчетах полиции нарушения с бигбордами и газетами не фигурируют.
Вместе с тем, психологи уверены, что команда президента использует самые низкие человеческие инстинкты для того, чтобы подавить желание голосовать за оппонента.
«Это чистая игра на страхах и инстинкте самосохранения. Если вы не проголосуете правильно — вы проголосуете за Путина. А что такое Путин в сознании украинцев?— Это война, потеря территорий и другие риски, которые нормальный человек отрицает подсознательно», — говорит Екатерина Липницкая.
Таким образом, подменяя Зеленского Путиным, реклама Порошенко создает проекцию и иллюзию тождественности взглядов, которая работает на подсознание и программирует людей на правильный (нужный для Порошенко — прим. ред.) выбор.
Напомним, 31 марта в Украине состоялся первый тур выборов президента. Согласно итоговым результатам, Зеленский получил 30,24% голосов, а Порошенко — 15,95%. Явка на выборах составила 62,8%. 21 апреля пройдет второй тур выборов.