В среду вечером защитников России ждет еще одно — уже традиционное — поражение в Страсбурге. Формально этот раунд еще не завершился, но его итог уже можно прогнозировать: попытка снять санкции с россиян, которая заставила изрядно понервничать проукраинскую часть ПАСЕ, не будет иметь успеха. Причем руководство Ассамблеи и европейские правительства были готовы на уступки — но у рядовых депутатов такой готовности не оказалось.
События этой недели свидетельствуют, что токсичность поддержки России в Страсбурге со временем только нарастает. Против российского шантажа начали выступать даже их давние соратники! Москве не помогло ни беспрецедентное давление европейского тяжеловеса, Германии; ни поддержка со стороны президента ПАСЕ; ни появление «антисанкционного предложения» в последний момент, да еще и в сложный для Украины предвыборный период.
Конечно, еще рано открывать шампанское. Стоит дождаться голосования — ведь даже успешных для Киева вариантов решения несколько. К вечеру, когда победа станет свершившимся фактом, стоит поблагодарить и украинскую делегацию, которая смогла убедить коллег из других стран, и британцев, которые прибыли в Страсбург, несмотря на Брексит, и внесли немалый вклад в нашу победу.
Коротко об угрозе
«Европейская правда» уже рассказывала о том, как начиналась нынешняя попытка снятия санкций с россиян. За несколько дней до начала весенней сессии ПАСЕ в проекте повестки дня появился доклад одного из ключевых лоббистов интересов России, руководителя группы «левых» нидерландца Тини Кокса.
Ее главная идея такова: поскольку делегация РФ отказывается ехать в Страсбург, пока есть опасность возобновления санкций против нее, ПАСЕ вообще должна отказаться от права налагать санкции и дать россиянам уверенность, что их здесь не обидят.
Эти предложения не являются принципиально новыми — сочувствующие РФ депутаты работают над ними еще с конца 2017 года. Прошлой осенью ПАСЕ была очень близка к их утверждению — но благодаря организованному Украиной сопротивлению процесс остановили в шаге от финального голосования. Тогда украинская делегация праздновала победу, но признавала, что это — не последний раунд.
Правда, в апреле этот вопрос вообще не должен был рассматриваться — но лоббисты РФ решили действовать неожиданно. За несколько дней до сессии президентский комитет Ассамблеи неожиданно предложил его к рассмотрению. Тогда же выяснилось, что кампанию за снятие санкций с России ведут депутаты и чиновники из Германии. Маховик закрутился. Голосование назначили на среду, и казалось, что опасность снова крайне высока.
Досрочная победа
Едва ли не главная особенность проекта-2019 в том, что на этот раз уже никто не скрывал: главная цель — вернуть россиян [в ПАСЕ].
До сих пор в проектах решений ПАСЕ о «прощении» слова «Россия» не было вообще. Речь шла о напряженности в организации, о «синхронизации» ее работы, или как максимум, об абстрактной «одной из стран-членов». Это звучало довольно смешно — но позволяло лоббистам этого решения избегать токсичной ассоциации с Россией.
В понедельник попытка Киева снять вопрос с рассмотрения потерпела поражение: нас поддержало только 43 депутата, против — 112. Но в течение следующих суток российский блицкриг удалось остановить.
Когда проект не получается «убить» — его можно изменить, и именно этот путь оказался успешными. За два дня из проекта Тини Кокса удалось убрать все опасные нормы, изменив его суть.
Изначально этот документ предлагал заменить действующую санкционную процедуру сложным, громоздким и неповоротливым механизмом, а старые правила санкций — просто убить. Теперь же — в документе, который вынесут на голосование в среду вечером, — речь идет о том, что новая громоздкая процедура может быть создана в дополнение к существующей, зато нынешнее право ПАСЕ налагать санкции останется без изменений!
В этом виде проект не несет никаких угроз для Украины.
Но самое главное — то, что российское лобби, по сути, признало поражение и не стало продвигать поправки, которые могли бы вернуть опасные нормы в документ. Почему так произошло — это отдельный вопрос.
Подножка для России от бывших друзей
Еще в пятницу, раскрывая планы российского лобби, «Европейская правда» подчеркивала, что эта сессия имеет две ключевые опасности. Во-первых, было неясно, приедут ли в Страсбург украинские депутаты (дома продолжается президентская компания, к тому же нынешняя неделя в Раде — сессионная). Во-вторых, главными партнерами Украины в борьбе против России в ПАСЕ являются британцы, а их присутствие тоже была под большим вопросом (в Лондоне продолжаются дискуссии о Брексите).
На этот раз британцы снова оказались одним из ключевых игроков, которые помогли Украине — и даже теперь, когда ключевая опасность миновала, они по-прежнему пытаются добавить в документ нормы, подчеркивающие агрессивные действия Москвы.
К финальному проекту решения ПАСЕ, согласованному в комитетах, депутаты подали 30 поправок — чуть ли не рекордное количество для ассамблеи. Авторами или соавторами более десятка из них стали британские депутаты. Среди них, в частности, нормы о том, что шантаж Совета Европы со стороны РФ недопустим.
Но главной неожиданностью стала пассивность российского лобби.
Дискуссии в ПАСЕ доказали, что не так много депутатов готовы стать открытыми, публичными лоббистами России — именно поэтому удалось утвердить поправки, которые полностью изменили содержание резолюции. Но даже открытые друзья РФ, которым уже нечего скрывать — вроде Тини Кокса — не сделали попытки вернуть в решение опасные нормы. Не появилось радикальных предложений и от немцев, хотя в начале недели те демонстрировали готовность идти против правил.
Похоже, что причиной этого стали события в России.
«Европейская правда» уже сообщала о запланированных на вторник в Санкт-Петербурге переговорах президента Финляндии Саули Ниинистьо и его российского коллеги Владимира Путина. Эту встречу должны были в значительной степени посвятить ситуации в Совете Европы. Финляндия сейчас председательствует в комитете министров СЕ, поэтому западные правительства уполномочили Ниинистё на роль посредника, который должен обсудить с российским лидером принципы возвращения России в ПАСЕ в обмен на определенные уступки от россиян. Сразу несколько источников предупреждали ЕП, что ждут публичного сигнала после этих переговоров…
…но ожидания оказались безрезультатными.
Встреча состоялась, но после нее от Путина не прозвучало ни одного заявления с упоминанием Совета Европы. Лишь пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова в очередной раз обвинила в кризисе саму ПАСЕ.
Бороться за возвращение РФ в условиях, когда Москва сама этого не хочет, желающих не нашлось.
Более того, часть тех, кого считали друзьями РФ, оказались среди авторов «антироссийских» поправок. Речь идет о группе латвийских депутатов, включая представителя партии «Согласие», которая до недавнего времени была официальным партнером путинской «Единой России». Представители Латвии предложили создать еще более жесткий санкционный механизм, который, в случае утверждения, может привести к усилению санкций против РФ в течение шести месяцев.
Значит ли это, что от РФ начали отворачиваться даже вчерашние партнеры? Вопрос пока остается открытым, но позитивные сигналы — точно есть.