Эксперт Глеб Павловский относится к. В 2000 году он вошел в избирательный штаб Владимира Путина, а затем стал одним из консультантов Кремля. Он также занимал эту должность при президенте Дмитрии Медведеве, однако в 2012 году ему пришлось уйти. В тот период Путин заподозрил Медведева в стремлении сохранить власть. Он захотел вернуться в президентское кресло и навязал ему обмен постами. Павловского обвинили в том, что он играет на Медведева, и он был вынужден покинуть окружение Кремля. С тех пор он занимается критической аналитикой лет путинской власти. По его мнению, президент отрезает себя от страны, перекладывает решение вопросов на свое окружение и хочет лишь одного: уйти.
«Пуэн»: Каков ваш прогноз насчет преемника Путина?
Глеб Павловский: Путин без конца откладывает тему преемника. На самом же деле он хочет уйти и отдохнуть. Ему скучно. Я знаю его 20 лет. Он никогда не был большим трудягой, но в последнее время он работает все меньше и меньше. Проблема в том, что он создал систему, от которой зависят он сам и его окружение. Оно знает, что если он уйдет, оно потеряет все. А это пугает его. Поэтому оно удерживает его. Как бы то ни было, это не мешает Кремлю задумываться о разных сценариях.
- Рассматривается ли поглощение Белоруссии, которое позволило бы создать новое образование с Путиным у руля?
— Эта идея ходит уже давно. Но тут есть два неприятных момента. Прежде всего, решение должен принять президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он делает все, чтобы не закрывать дверь и сохранять у Путина надежду, потому что нуждается в его финансировании в энергетической сфере, однако в конечном итоге последнее слово за ним. Далее, нет уверенности в том, что белорусский народ проявит такую лояльность, как себе это представляют в Москве. Для проведения подобной операции требуется согласие основы, то есть населения.
- Как принимаются решения в обстановке постоянно откладываемой перспективы смены лидера?
— Путин вот уже 20 лет пытается дистанцироваться от решений администрации и правительства по типу: «Это не я, а они». И так действительно все больше обстоят дела на практике, хотя он и пытается сделать вид, что держит ситуацию под контролем. В результате его окружение занимается все большим числом вопросов, что создает проблему легитимности. Никто из тех, кто стоит вокруг него, не был избран. Такая система управления государством не может быть устойчивой.
- Может ли это объяснить задержания, например американского бизнесмена Майкла Калви (Michael Calvey) при том, что сам Путин параллельно требовал оставить предпринимателей в покое?
— Это можно рассматривать и под таким углом. Дам вам другой пример. Он касается Европейского университета в Санкт-Петербурге, чье здание разжигает аппетиты у некоторых. Несмотря на три письменных постановления Путина о том, что против учреждения не должно ничего предприниматься, недвижимость в конечном итоге арестовали. Кто? Нам это неизвестно.
- Как стоит понимать произошедший две недели назад арест бывшего министра Михаила Абызова?
— Это может быть операцией силовиков, которые проверяют тем самым масштабы своего влияния, и / или инициативой Кремля, который пытается поднять рейтинги Путина с помощью разбирательства над коррумпированным министром. Борьба с коррупцией все еще остается популярной темой в общественном мнении. Кроме того, Абызов оказался под прицелом антикоррупционных кампаний оппозиционера Алексея Навального.
— Пенсионная реформа стала поворотным моментом. Люди могут смириться с ухудшением условий жизни и покупательной способности в разумных пределах, но пенсия — это уже другое дело. Люди ждут ее как заключенные освобождения из колонии. Увеличение пенсионного возраста стало психологической травмой. В том числе для молодежи. Путин же не ощутил важность этой темы. Он упорствует в отрицании и возлагает ответственность на СМИ, обвиняя их в том, что они неправильно объяснили ситуацию.
Это отразится на выборах. Избиратели теперь готовы голосовать за любых кандидатов, которые не принадлежат к президентской партии «Единая Россия». На муниципальных выборах в Усть-Илимске две недели назад победил беспартийный кандидат.
- Что будет разыгрываться на сентябрьских губернаторских выборах?
— Эти выборы несут в себе большой риск неодобрения для власти. Именно поэтому сейчас заменяют губернаторов многих регионов. Кремль делает ставку на то, что население не успеет достаточно узнать их и поддержит их без особых раздумий.
- Что означает для Путина победа юмориста в первом туре президентских выборов на Украине?
— Избрание Зеленского стало бы хорошей новостью для Путина, потому что он прежде всего хочет хаоса на Украине. Зеленский же считается слабым и поддающимся манипулированию человеком. Тем не менее не исключено, что такое мнение в корне ошибочно, как уже было с Трампом, и Зеленский может оказаться достаточно неудобным президентом.
- Какова стратегия Москвы в Венесуэле?
— Россия теряет и будет терять там огромные деньги. Потому что Мадуро никогда не вернет вложенные средства. У России нет стратегии в Венесуэле. Сейчас не та ситуация, когда Хрущев контролировал Кубу. Изменилось то, что Россия ощущает, что у нее развязаны руки, и собирается действовать по собственному усмотрению. После аннексии Крыма она думает, что может все себе позволить, раз со стороны США не было объявления войны. Тем более, что ее вмешательство в Сирии рассматривается как успех. Если у Москвы получится отстоять свое присутствие в Венесуэле и удержать Мадуро у власти, это станет новой победой над США. Это театр. Разрушительный идеализм. Российская власть не понимает, что обладала бы большим влиянием в международных отношениях, если бы аннексии Крыма не было. Путин мог бы сыграть настоящую роль посредника на Украине и даже, быть может, между Европой и США.