Как заявили в среду адвокаты бывшего юриста Белого дома Грегори Крейга (Gregory Craig), он ожидает, что в ближайшие дни федеральные власти предъявят ему обвинения в связи с работой, которую он выполнял по поручению украинского правительства в 2012 году.
Ожидаемое обвинительное заключение (которое его адвокаты назвали «злоупотреблением дискреционными полномочиями стороны обвинения») связано с работой Крейга, которую он выполнял вместе с лоббистом-республиканцем Полом Манафортом (Paul Manafort) по поручению Министерства юстиции Украины в 2012 году.
В то время Крейг был партнером юридической компании Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, с которой он начал сотрудничать после окончания своей работы в Белом доме в качестве юридического советника президента Барака Обамы. Манафорт, бывший председатель предвыборного штабы президента Трампа, в прошлом году признал себя виновным по обвинениям, связанным с лоббированием интересов Украины.
Как следует из заявления адвокатов Уильяма Тейлора III (William W. Taylor III) и Уильяма Мерфи (William Murphy), они ожидают, что прокуратура США в Вашингтоне предъявит 74-летнему Крейгу обвинение по поручению отдела национальной безопасности Министерства юстиции.
Получить независимое подтверждение не удалось. Билл Миллер (Bill Miller), пресс-секретарь окружного прокурора Джесси Лю (Jessie Liu), от комментариев отказался.
Крейг станет первым видным демократом, которому будет предъявлено обвинение по итогам дополнительного расследования, связанного с лоббизмом в интересах иностранного государства, проведенного в рамках проведенного специальным прокурором Робертом Мюллером расследования вмешательства России в президентскую кампанию 2016 года.
Обвинение станет драматическим поворотом в жизни этого представителя самых элитных юридических кругов страны. Крейг учился на юридическом факультете Йельского университета вместе с Биллом и Хиллари Клинтон, а затем работал в Госдепартаменте в годы президентства Клинтона и Белом доме. Крейг, один из давних сторонников Обамы, в течение года был его первым советником в Белом доме. Кроме того, он много лет проработал в вашингтонской юридической фирме Williams and Connolly.
В прошлом году команда Мюллера предъявила обвинение Манафорту, который признался, что не зарегистрировался в качестве иностранного агента, занимавшегося лоббистской деятельностью во время работы в качестве политтехнолога президента Украины Виктора Януковича. Манафорт консультировал Януковича во время президентской кампании 2010 года. В прошлом месяце Манафорт был приговорен в общей сложности к семи с половиной годам тюремного заключения за незаконное лоббирование и финансовые преступления.
В 2012 году Министерство юстиции Януковича наняло фирму Крейга для подготовки доклада в рамках судебного процесса в отношении одного из ведущих политических соперников Януковича, Юлии Тимошенко. Согласно судебным материалам, соглашение предусматривало предоставление министерству консультаций по совершенствованию процедуры уголовного преследования.
Фирма Крейга подготовила 187-страничный экспертный доклад, в котором дала неоднозначную оценку судебного процесса и тюремного заключения Тимошенко. В докладе также утверждалось, что проведенный фирмой анализ дела был независимым.
Но правозащитники заявили, что доклад был подготовлен правительством Януковича и оправдывал тюремное заключение его политического оппонента.
И Манафорт в конечном итоге признался, что он и другие лоббисты использовали доклад компании Skadden в рамках общей стратегии, направленной на «обеление» на Западе Януковича, репутация которого пострадала после заключения в тюрьму Тимошенко, которое вызвало повсеместную критику. Манафорт признал, они не сообщили о своей лоббистской деятельности, в рамках которой, в частности, правительственным чиновника США передали доклад компании Skadden.
Крейг привлек к себе внимание отчасти тем, что в декабре 2012 года он общался с журналистами — в частности, с репортерами «Нью-Йорк Таймс» (New York Times). Он разъяснил им содержание доклада.
После того, как в новостях прозвучало название этой компании, Министерство юстиции обратилось в нее с просьбой предоставить сведения о том, должны ли юристы фирмы в рамках ее деятельности (включая контакты со СМИ) регистрироваться в качестве иностранных агентов, занимающихся лоббированием.
На протяжении 2013 года Крейг и чиновники Министерства юстиции вели переписку по этой теме. Из этой переписки, проанализированной журналистами «Вашингтон Пост» (The Washington Post), выясняется следующее.
В письме, отправленном в Министерство юстиции в октябре 2013 года (и попавшем в распоряжение «Вашингтон Пост»), Крейг написал, что его контакты со СМИ стали реакцией на «неточности в новостях американских СМИ» и что он «никоим образом не был агентом, работавшим в интересах Украины».
В ответ чиновник Министерства юстиции в январе 2014 года направил Крейгу письмо, в котором указывалось, что его ведомство выяснило, что фирма «в нестоящее время не обязана регистрироваться в соответствии с законом о регистрации иностранных агентов» (FARA).
Но впоследствии, когда прокуроры начали тщательно изучать деятельность Манафорта и его партнеров на Украине, они пересмотрели роль фирмы Крейга. Они также усомнились в том, что Крейг говорил правду в ходе переписки с Министерством юстиции по поводу необходимости его регистрации в 2013 году.
В январе компания Skadden достигла соглашения о выплате с Министерством юстиции. Она признала, что должна была зарегистрироваться для осуществления своей деятельности в 2012-2013 годы, и согласилась передать 4,6 миллиона долларов, полученных в качестве гонорара за подготовку доклада, в обмен на отказ от обвинений в совершении уголовного преступления. В своем соглашении компания Skadden признала, что сделанный в 2014 году вывод Министерства юстиции об отсутствии необходимости регистрироваться был основан на «ложных и вводящих в заблуждение устных и письменных заявлениях», сделанных Крейгом.
В своем заявлении в среду адвокаты Крейга отметили, что его работа по делу Тимошенко представляла собой работу «не в качестве адвоката клиента, а в качестве независимого эксперта по правовым нормам», и что он отклонил просьбы принять участие в лоббировании интересов Украины в связи с докладом.
Они заявили, что Крейг «не предоставлял ложной информации ни своей бывшей фирме, ни властям», и сказал, что общался с журналистами «Нью-Йорк Таймс» для того, чтобы газета верно изложила информацию о том, как в докладе критиковался суд над Тимошенко.
Власти Украины сообщили, что за подготовку доклада компания Skadden получила всего 12 тысяч долларов, но сторона обвинения заявила, что Манафорт использовал оффшорный счет, чтобы помочь направить юридической фирме более 4 миллионов долларов в качестве платы за ее работу.
Другой юрист компании Skadden Алекс ван дер Цваан (Alex van der Zwaan), в 2018 году признал себя виновным в даче ложных показаний ФБР о своей работе над докладом, признав, что он передал Манафорту первоначальный экземпляр, чтобы помочь ему в его работе по лоббированию интересов Януковича, а затем удалил электронные письма, связанные с этой работой. Он провел 30 суток в тюремном заключении.
По словам источников, знакомых с обстоятельствами дела, в прошлом году команда Мюллера передала дело Крейга в прокуратуру на Манхэттене, поскольку Мюллер заканчивал свое расследование. Затем дело было передано в прокуратуру Вашингтона.
Отдельно прокуратура Нью-Йорка вела расследование, пытаясь выяснить, был ли нарушен закон о регистрации иностранных агентов двумя другими видными вашингтонскими лицами: Тони Подестой (Tony Podesta), лоббистом-демократом, который когда-то был владельцем одной из ведущих фирм Вашингтона, и Вином Вебером (Vin Weber), бывшим конгрессменом-республиканцем, который является одним из руководителей вашингтонского офиса компании Mercury LLC.
Представители Подесты и Вебера заявляют, что сотрудничают со стороной обвинения и считают, что их клиенты закон не нарушали.