Американское внешнеполитическое ведомство встревожилось, полагая, что в условиях усиливающегося давления со стороны Вашингтона леворадикальное правительство Венесуэлы обращается за поддержкой к странам Ближнего Востока.
Если говорить конкретно, то президент Николас Мадуро пытается наладить обширные политические и финансовые связи с президентом Сирии Башаром Асадом и с его ливанской союзницей «Хезболлой». Последняя неоднократно осуждала политику США в отношении Мадуро, и похоже, что она уже начала налаживать тайные экономические связи с Каракасом. Появляются свидетельства того, что режим Мадуро использует «Хезболлу» для отмывания денег от незаконной наркоторговли.
А еще Вашингтон опасается, что за альянсом Асад — «Хезболла» — Мадуро стоит его кровный враг Иран, поддерживающий тесные отношения как с Асадом, так и с «Хезболлой». Цель Тегерана при этом может заключаться в укреплении венесуэльского режима, в усилении антизападных настроений в Западном полушарии, а также в получении части отмытых Мадуро и «Хезболлой» денег, чтобы облегчить боль от экономических санкций США, введенных после отказа администрации Трампа от ядерной сделки.
Хотя Иран, Асад и «Хезболла» прежде всего занимаются делами собственного региона, опасения по поводу того, что у Тегерана есть желание ослабить власть и влияние Вашингтона в его собственном географическом пространстве, имеют под собой основания. Но американским лидерам надо задать себе вопрос: зачем таким разным силам сплачиваться для достижения этой цели?
Это далеко не единственный пример последних лет, и похоже, что главной причиной такого явления стала исключительно воинственная политика Вашингтона. Из-за этой политики сближаются режимы, между которыми очень мало общего, за исключением необходимости противостоять американскому давлению. Угрожающие позы Вашингтона не укрепляют, а подрывают безопасность США, особенно в одном случае. Соединенные Штаты провоцируют на взаимное сближение Россию и Китай, и это создает серьезнейшую опасность.
Нынешний флирт между Каракасом и антиамериканскими силами на Ближнем Востоке — это далеко не первый случай, когда американское руководство вынуждено беспокоиться о сотрудничестве между очень разными противниками. Американские разведывательные органы и внешнеполитическое сообщество много лет говорили о сотрудничестве между Ираном и Северной Кореей в области ракетно-ядерных технологий. В годы холодной войны американские администрации одна за другой с возмущением и гневом заявляли о фактическом альянсе между тоталитарным Советским Союзом и демократической Индией. Однако понять главную причину такого союза было несложно. Обе страны выступали против глобальной гегемонии США. Индию особенно тревожила дипломатическая и военная поддержка, которую Вашингтон оказывал Пакистану, хотя в этой стране долгие годы властвовала диктатура, и она осуществляла агрессивную политику.
Отталкивание Индии было очень недальновидной политикой. Собственно, как и давнее стремление Вашингтона ослабить и изолировать Иран и Северную Корею. Между этими странами нет почти ничего общего ни в идеологии, ни в политике, ни в географии, ни в экономике. Первая — это реакционная мусульманская теократия, находящаяся на Ближнем Востоке. Вторая — довольно странная и необычная восточноазиатская диктатура, в основе которой лежит династический сталинизм. Если бы не непримиримая американская враждебность, создающая стимулы для такой дружбы, Тегеран и Пхеньян вряд ли стали бы союзниками. Однако яростная антиядерная политика Вашингтона, проводимая в отношении обоих режимов, и введенные им жестокие экономические санкции помогли сформировать и укрепить альянс между этими очень разными партнерами.
Видимо, руководители Ирана и Северной Кореи пришли к логическому выводу о том, что лучший способ отбить у Америки охоту насильственно менять режимы в их странах заключается в сотрудничестве и активизации своих ракетно-ядерных программ. Вашингтонские войны с целью смены режимов в Ираке и Ливии, в ходе которых были свергнуты Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи, усилили эти опасения.
Самым тревожным и смертельно опасным примером того, как оскорбительное поведение США сближает очень разные страны, является углубление отношений между Россией и Китаем. Вашингтон своими морскими походами за «свободу мореплавания» в Южно-Китайском море настроил против себя Пекин, у которого есть немало территориальных претензий на это море и прилегающие к нему территории. Китай выступает с протестами все чаще и решительнее. Двусторонние отношения тоже ухудшаются из-за все более агрессивного курса Пекина в отношении Тайваня и той усиливающейся поддержки независимости острова, которую выражает Вашингтон. Продолжающаяся торговая война между США и КНР еще больше разжигает эту враждебность. Китайское руководство усматривает в американской политике свидетельство того, что Вашингтон решительно настроен на сохранение своего главенства в Восточной Азии, и поэтому изыскивает способы для его подрыва.
Российские претензии к США носят еще более острый характер. Продвижение НАТО вплоть до границ Российской Федерации, неоднократное посягательство Вашингтона на российские интересы на Балканах и на Ближнем Востоке, введение экономических санкций в ответ на инцидент в Крыму, выход администрации Трампа из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, поставки американского оружия на Украину и прочие провокации привели к началу новой холодной войны. Россия наращивает дипломатическое, экономическое и даже военное сотрудничество с Китаем. Пекин и Москва координируют свою политику по целому ряду направлений, что лишает Вашингтон пространства для маневра.
Тесное сотрудничество между Россией и Китаем весьма примечательно еще и в связи с тем, что у них очень разные и конкурирующие интересы в Центральной Азии и других регионах. Но общий страх перед США и возмущение действиями этой страны затмевает собой такие потенциальные ссоры и конфликты — по крайней мере, пока.
Похоже, что многочисленные противники Америки вступили в «большой сговор». Россия и Китай расширяют экономические связи с Венесуэлой, а Москва к тому же оказывает военную помощь режиму Мадуро. В прошлом месяце Россия направила в Каракас два бомбардировщика, способных нести на борту ядерное оружие, а также примерно 100 военнослужащих. Задача этого контингента — отремонтировать и модернизировать венесуэльскую систему ПВО, что вызвано угрожающими высказываниями Вашингтона. Этот шаг Москвы вызвал возмущенную реакцию Трампа.
Россия также проводит активную политику поддержки правительства Асада, Тегерана и «Хезболлы». Начатая в 2015 году российская военная интервенция в Сирии стала важнейшим фактором, изменившим ход сирийской войны в пользу сил Асада, которые восстановили свой контроль над большей частью Сирии. Таким образом, Вашингтон стал свидетелем того, как Россия помогает двум его главным противникам: Венесуэле и ближневосточной коалиции во главе с Ираном.
Это классический пример балансирования стран, которые опасаются агрессии со стороны более сильного государства. История показывает, что слабые соперники в случае конфронтации с такой сильной державой встают перед выбором: либо примкнуть к сильной стороне, либо искать баланс против гегемона. У некоторых очень слабых стран выбора нет, и они вынуждены съеживаться от страха, признавая себя в качестве вассала. Но большинство стран среднего размера (и даже некоторые маленькие страны) выбирают путь демонстративного неповиновения. В рамках такой стратегии балансирования они ищут любых союзников, которые могут оказаться полезными, невзирая на имеющиеся разногласия. Когда угроза кажется достаточно серьезной, эти факторы игнорируются или принижаются. Соединенные Штаты и Британия действовали именно так, когда сформировали альянс с тоталитарным Советским Союзом в годы Второй мировой войны, чтобы разгромить нацистскую Германию. А американские революционеры действовали сообща с реакционными монархиями Францией и Испанией, чтобы добиться независимости от Британии.
Нынешняя американская политика приносит немало неприятных результатов и требует переоценки. Вашингтон без всякой на то необходимости накликал беду себе на голову. Он проявляет постыдную некомпетентность, что позволяет Ирану и Северной Корее сотрудничать между собой, не говоря уже о сближении между светским правительством Асада и квази-коммунистическим режимом Мадуро. Еще опаснее политические просчеты, вынуждающие Россию поддерживать очень разных своих клиентов и укреплять экономические и военные связи с естественными соперниками, каким является Китай. Для любой страны, даже для сверхдержавы, очень неблагоразумно увеличивать число своих противников без всякой на то необходимости и подталкивать их друг к другу и к созданию единого фронта. Однако именно такие просчеты Соединенные Штаты допускают раз за разом.