Когда Организация стран-экспортеров нефти проводила в декабре встречу в Вене, ОПЕК была на грани развала. Цены на нефть резко упали. Члены ОПЕК — Иран, Венесуэла и Ливия — отказывались сокращать добычу. Катар вышел из картеля. А американский президент Трамп давил на Саудовскую Аравию, чтобы сохранить цены на низком уровне. Переговоры были на грани срыва, и в этот момент на помощь пришла невероятная спасительница — Россия, которая даже не является членом ОПЕК. Президент Владимир Путин согласился сократить добычу нефти в России вместе с ОПЕК на том условии, что Ирану позволят продолжать качать ее как и прежде.
О том раздражении, которое царило во время встречи, и о важнейшей роли России в разрешении кризиса ранее не сообщалось. Случившееся за закрытыми дверями в декабре имело исключительное значение. Россия из страны, которая вообще не сотрудничала с ОПЕК, превратилась в незаменимого партнера этого картеля. Это объединение ведущих нефтедобывающих стран переходит из одного кризиса в другой. Цены обваливаются, в странах-членах меняются режимы, внутри картеля идет междоусобная борьба, а Трамп часто подвергает его нападкам. В этих условиях Россия как крупный нефтепроизводитель пришла на помощь и оказала соответствующее влияние. Таким образом, Путин сможет оказывать существенное воздействие на мировой нефтяной рынок стоимостью 1,7 триллиона долларов и укрепить свое влияние на Ближнем Востоке.
«Россия сегодня стала лечащим врачом ОПЕК», — говорит Хелима Крофт (Helima Croft), работающая руководителем отдела стратегии на сырьевых рынках в банке «Ар-Би-Си Кэпитал Маркетс»
Получив нового союзника в лице России, Саудовская Аравия больше ничем не обязана Вашингтону. При Трампе Соединенные Штаты отказались от своего многолетнего пассивного отношения к нефтяному картелю. Трамп неоднократно призывал ОПЕК увеличить добычу для снижения цен и даже напрямую звонил в правительство Саудовской Аравии, требуя открыть вентиль. «Отношения между США и Саудовской Аравией играют важнейшую роль в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке и в поддержании максимального давления на Иран, — сказал высокопоставленный чиновник из администрации Трампа. — Отношения между США и Саудовской Аравией по-прежнему крепки».
Убийство журналиста и диссидента Джамаля Хашогги в саудовском консульстве в Турции в октябре прошлого года создало новый раскол в отношениях между саудовским королевством и Соединенными Штатами. А Россия получила возможность для дальнейшего внедрения в ОПЕК. Альянс Россия-ОПЕК возник два с лишним года тому назад с назначением трех новых руководителей. Наследный принц и сын короля Салмана Мухаммед ибн Салман стал играть более активную роль в нефтяной политике королевства, порвав с практикой прежних лет, когда дом Саудов отдавал нефтяную политику на откуп чиновникам из министерства энергетики. В 2016 году он заменил ветерана нефтяной отрасли министра Али аль-Наими (Ali al-Naimi), который на протяжении десятилетий был главным действующим лицом в нефтяной политике Саудовской Аравии, на Фалиха, долгое время работавшего в государственной нефтедобывающей компании «Арамко» (Aramco).
Путин сделал Новака главным по международной нефтяной стратегии. А ОПЕК назначила своим генеральным секретарем нигерийца Мохаммеда Баркиндо (Mohammed Barkindo). В 2016 году цены на нефть опустились очень низко, и вероятность их повышения была чрезвычайно мала. Этой тройке надо было организовать сделку по сокращению добычи, чтобы поднять мировые цены. Россия и ОПЕК договорились о снижении объемов добываемой нефти. И к середине прошлого года цены снова пошли вверх благодаря сокращению добычи в ОПЕК и в России, а также из-за возобновления глобального экономического роста. Но к концу года на фоне торговой баталии между США и Китаем экономические перспективы в мире снова потускнели.
В преддверии декабрьской встречи ОПЕК нефтяные цены за шесть недель упали на 30%. Чтобы поднять их, саудовцам нужно было единогласное решение о сокращении добычи. Иран, страдающий от введенных в январе американских санкций, не хотел сокращать добычу. Ливия и Венесуэла, столкнувшиеся с внутренними неурядицами, тоже уклонялись от сокращения. Когда картель готовился к венской встрече, сосед Саудовской Аравии по Персидскому заливу Катар шокировал мировые рынки нефти объявлением о своем выходе из ОПЕК. Он относился к небольшой группе стран-членов, которые чувствовали себя отодвинутыми на второй план из-за укрепления саудовско-российского альянса. ОПЕК «по сути дела стала исполнительницей пожеланий принца Мухаммеда и его дружка Путина», сказал один официальный представитель Катара.
Давая интервью «Уолл стрит джорнэл», официальные лица из ОПЕК, среди которых были делегаты от ключевых стран-членов из Персидского залива, а также российские представители рассказали о последовавших напряженных переговорах. Когда началась встреча, саудовскому министру энергетики Фалиху были предъявлены двойные требования. Трамп в частном порядке давил на наследного принца, требуя не поднимать цены на нефть, и публично призывал ОПЕК в твиттере сделать то же самое. «Будем надеяться, что ОПЕК сохранит объемы добычи, и не будет их ограничивать, — написал Трамп 5 декабря. — Мир не хочет повышения нефтяных цен, ему это не нужно!»
В то же время Фалих, ставший самым влиятельным в Саудовской Аравии чиновником, должен был гарантировать достаточные нефтяные доходы для финансирования саудовского государства. Это был сильный стимул для повышения цен. Бюджет Саудовской Аравии на 87% состоит из нефтяных доходов.
«Очень хочется прийти к соглашению, — сказал Фалих собравшимся в штаб-квартире ОПЕК. — Но я не обязан это делать». Председательствовавший на встрече министр энергетики ОАЭ и президент ОПЕК Сухейль аль-Мазруи (Suhail al-Mazrouei) заявил, что саудовцы не ждут консенсуса от картеля, о чем свидетельствуют слова Фалиха.
Когда Фалих попросил Иран присоединиться к коллективному решению о сокращении добычи, иранский министр нефти Бижан Зангане (Bijan Zanganeh) ответил отказом и обвинил страны Персидского залива в том, что они добывают ту нефть, которую из-за санкций не продает Иран. По словам знакомых с ходом дискуссии людей, он указал пальцем на председательствовавшего на встрече эмиратского министра Мазруи и заявил: «Вы враг моей страны». Затем Зангане пригрозил выходом Ирана из ОПЕК. Получить комментарии по этому поводу в министерствах энергетики ОАЭ и Саудовской Аравии не удалось.
ОПЕК должна была прийти к единому мнению к концу дня, а на следующий день провести совместное совещание с группой стран под руководством России, которые не входят в картель (среди них Казахстан и Азербайджан), чтобы согласовать общий план действий. Но Мазруи был вынужден объявить перерыв в напряженном заседании без заключения сделки. «Это была одна из тех встреч, когда провал казался неотвратимым, — говорит присутствовавший там чиновник из ОПЕК. — Было такое ощущение, что все думали, кто уйдет следующим».
Находившийся в Вене российский министр энергетики Новак рано утром полетел в Санкт-Петербург проконсультироваться с Путиным по поводу хаоса, возникшего в ОПЕК. Днем ранее он поспорил с Фалихом, который настаивал, что Саудовская Аравия и Россия должны сокращать добычу в одинаковых размерах, о чем рассказали делегаты из России и ОПЕК. Россия была готова сократить добычу вдвое меньше, чем хотел Фалих. В Санкт-Петербурге Путин сказал Новаку, что он может согласиться на более существенные сокращения, чем планировалось вначале. Путин заявил, что Новак должен вернуться в Вену и добиться результативного завершения встречи.
Прилетев в Вену, Новак встретился с министром нефти Ирана, который днем ранее угрожал отказом Ирана от членства в ОПЕК. Новак пообещал ему, что добьется от саудовцев согласия на исключение для Ирана, чтобы он не сокращал добычу.
На другой встрече с саудовцами Новак согласился с требованиями Фалиха о том, что Москва должна сократить добычу в том же объеме, что и Эр-Рияд. В обмен он получил от него обещание, что Саудовская Аравия позволит Ирану продолжать добычу без сокращения. Новак признал, что сокращение добычи в рамках ОПЕК выгодно России. «Нам нужна цена в 60 долларов за баррель, и мы ходим под санкциями» со стороны США, сказал он в тот день.
Когда Фалих появился в зале заседаний ОПЕК, он радостно сиял. Коалиция начала сокращать добычу в январе. С января цены поднялись на 30%, и это было лучшее начало года за последние четыре десятилетия. Саудовская Аравия говорит, что сократила добычу больше обещанного. Россия обязалась уменьшить объем добычи на 230 тысяч баррелей в день, но в марте она сократила производство всего на 120 тысяч баррелей, о чем говорят представители ОПЕК и России. Саудовские официальные лица заявляют, что Эр-Рияд готов закрывать глаза на российские проступки, потому что им нужна поддержка на международной арене. «Нам непозволительно их терять», — сказал один представитель Саудовской Аравии.