Апостроф: Что вы можете сказать о результатах первого тура президентских выборов в Украине и о ходе кампании после него?
Дэвид Кремер: Очень важно и позитивно, что до первого тура мы не знали наверняка, каким будет результат. В основном считают, что выборы были свободными и справедливыми. Соответствующие выводы обнародовала мониторинговая миссия Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ. Явка также была очень высокая. Поэтому стоит поблагодарить украинцев, что они дали понять стране, соседям и международному сообществу, что решат, кто будет будущим лидером Украины.
— Я несколько раз слышал, что иностранцы смеются над предвыборной кампанией, спрашивая, что вообще происходит, имея в виду дискуссию о дебатах и анализах. Что вы думаете об этом и об имидже, который Украина себе создает?
— Есть тенденция лености журналистов, которые не следят за происходящим здесь на постоянной основе. Высмеять, сказать, что комик противостоит на выборах действующему президенту — в определенной степени так и есть, но все-таки ситуация значительно сложнее: есть вопросы по поводу связи господина Зеленского с Игорем Коломойским, есть определенное недовольство украинцев нынешней ситуацией. И, несмотря на войну, которую Россия развязала против Украины, украинцы хотят избирать своих лидеров. К Украине должно было быть больше внимания, чем сейчас.
— Каких последствий вы ожидаете, если Зеленского, что очень вероятно, изберут президентом?
— Неизвестно. Это один из больших вопросов. Непонятно, как он будет действовать на посту президента, будет ли он по-настоящему независимым. Он выразил некоторые обнадеживающие мысли, но у него, похоже, нет сильной команды по внешней политике и национальной безопасности. Поэтому у международного сообщества есть много вопросов. У него есть нескольких хороших советников — бывших министров правительств Гройсмана и Яценюка. Но один из вызовов — выяснить, каким президентом Зеленский будет, если победит.
— Учитывая то, что Коломойский, похоже, находится под следствием ФБР, а также учитывая связь между Коломойским и возможным следующим президентом Зеленским, какие последствия вы ожидаете для отношений Украины и США?
— Я не знаю деталей о Коломойском и ФБР, поэтому не могу это прокомментировать. Надеюсь, что какой бы кандидат ни победил, США подтвердят свою поддержку Украины и ее стремлений присоединиться к НАТО и ЕС, а украинский лидер даст понять, что хочет остаться на этом пути, серьезно бороться с коррупцией. Думаю, многие украинцы выбирают будущего президента, прежде всего, исходя именно из фактора коррупции.
— Президентство Зеленского принесет Украине в первую очередь риски или возможности?
— Может быть и то, и другое. Возможности означают и риски. Поэтому, я думаю, что отсутствие у Зеленского политического прошлого имеет и риски, как то нехватка знаний и возможности — как чистая доска, без хорошей или плохой истории. На Украине и многих других странах распространено чувство избирателей, они сыты такими политиками, которых они видят много лет, и хотят рискнуть. В США это случилось в 2016 году, в прошлом году — в Бразилии…
— Что связи Зеленского могут означать для отношений Украины и России?
— Как думаете, победа Зеленского даст России какие-то новые военные возможности?
— Думаю, пока рано говорить, это откроет двери для россиян. Я бы хотел дать Зеленскому шанс, если он победит, наработать стратегию и придерживаться ее. Надеюсь, что все украинцы поддержат того, кто победит на выборах, и признают, что успех следующего президента, кто бы им ни стал, означает успех страны.