Всемирно известный русский писатель Лев Николаевич Толстой (1928-1910) выделил три элемента в понятии «счастье». По его мнению, это иметь дело, обладать тем, что любишь и к чему стремишься. Как говорил писатель, очень часто счастье совсем рядом, но мы не видим дальше собственного носа и не замечаем его.
Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 66/281 от 12 июля 2012 года признала 20 марта Международным днем счастья. Это было сделано в знак признания важности счастья и благополучия, как двух ценностей, к которым стремятся люди во всем мире.
ООН провозгласила 17 целей в области устойчивого развития, которые призваны положить конец бедности, уменьшить степень неравенства и защитить планету. Устранение этих проблем приведет к счастью, и с тех пор это одна из главных целей, поставленных перед ООН и ее различными структурами.
Пока в мире отмечали этот день, мы решили обратить внимание на пять вопросов, требующих ответа. Что такое счастье? Все ли народы одинаково понимают это слово, и как его смысл меняется с течением времени? Каковы критерии, по которым можно определить уровень счастья жителей той или иной страны? Как можно его достичь? И в конце концов, что такое счастье для арабских народов?
Понятие счастья
У каждого человека, сообщества, народа своё представление о счастье. Более того, многие науки дают разные определение этому понятию, но все они подразумевают достижение удовлетворённости, отсутствие боли, тревог и проблем.
В древности Платон определял счастье как наличие моральных и душевных качеств. Это мудрость, смелость, справедливость и целомудрие. Как полагал философ, индивидуальное счастье не является полным и зависит от судьбы его души в другом мире. Аристотель видел в счастье божий дар и выделял в нем пять аспектов: физическое здоровье и владение богатством, эффективное управление этими средствами и их инвестирование, достижение целей и практических успехов, здравость ума и вера, хорошая репутация и достойное поведение.
Как отмечают мусульманские ученые, счастье — это достижение человеком состояния равновесия между требованиями тела и души, индивида и общества, в котором он живет, между мирской жизнью человека и жизнью после смерти, его работа с этой целью. По их мнению, земное счастье — неполное, временное чувство, а истинное счастье — нечто вечное, достигаемое в будущей жизни, когда ты попадаешь в рай.
Психология также приняла участие в этой гонке за лучшее определение слова «счастье». В первую очередь она сосредоточилась на изучении этого явления и его влияния на психику человека. В частности, этим занимается так называемая позитивная психология. Эта отрасль науки стремится повысить индивидуальный уровень душевного удовлетворения, не ограничиваясь понятием «психическое здоровье».
Таким образом, с эмоциональной точки зрения, счастье — это уравновешенность внутреннего состояния, а с точки зрения сознания — это достижение удовлетворения. Также выделяют кратковременное и длительное счастье, и стремясь продлить это чувство на всю жизнь, человек является двигателем прогресса.
Финляндия, первая в мире
В этом году финны возглавили список наиболее счастливых народов мира, согласно Всемирному докладу о счастье, опубликованному подразделением ООН по поиску решений устойчивого развития. Следующие места в списке заняли норвежцы, датчане, жители Исландии и Швейцарии.
В докладе проанализирована ситуация в 156 странах на основе данных опроса международной компании «Гэллап» (Gallup). Последний задал респондентам всего один вопрос на тему счастья с просьбой оценить степень своей удовлетворенности по шкале от 0 до 10 баллов. Соответственно отметка «0» значит полное неудовлетворение, а «10» — абсолютное счастье. Тем самым люди могут оценить качество своей жизни в среднем за три года для каждой страны.
Что касается самых счастливых арабских государств, то список возглавили ОАЭ, заняв 20-е место в мире. Затем следуют Катар (32-е место в мире и 2-е среди арабских стран), Саудовская Аравия (33-е место), Бахрейн (43-е место) и Кувейт (45-е место). Тем временем Египет занял лишь 15-е место в арабском мире и 120-е место среди всех стран, а Судан — 17-е и 133-е места соответственно. Завершает список самых счастливых государств Сирия.
Какие критерии?
Да, по мнению русского писателя Льва Толстого, счастливый человек должен иметь в своей жизни три вещи: ему есть что делать, что любить и к чему стремиться. ООН сформулировала своё определение счастья. Так, индекс счастья, необходимый для составления ежегодного рейтинга самых счастливых народов мира, это результат измерения целого ряда показателей, включая ВВП на душу населения, степень политической свободы в стране, уровень социальной поддержки (услуги в сфере образования и здравоохранения), отсутствие коррупции, уровень справедливости. Есть и другие критерии, такие как здоровье, стабильность семей и безопасность на рабочем месте.
Однако не только эти показатели определяют степень удовлетворенности людей. В частности, по результатам исследования Гарвардского университета, которое выделило самый важный элемент счастья и длилось около 80 лет, гораздо важнее денег и успеха оказалось наличие хороших друзей.
Исследование, начавшееся в 1938 году в разгар Великой депрессии, доказало тесную связь между дружбой, счастьем и последующим улучшением здоровья. Согласно Гарвардской газете, в качестве респондентов в исследовании участвовали президент США Джон Кеннеди и редактор газеты «Вашингтон пост» (Washington Post) Бен Брэдли.
Исследователи включили в работу ряд вопросов о здоровье, карьере и браке, и выяснили, что хорошие друзья играют важную роль с точки зрения защиты человека от умственного и физического регресса и их значение выше по сравнению с социальным статусом и уровнем интеллекта. Роберт Уолдингер, психиатр в Массачусетской больнице и руководитель исследовательской группы заметил: «Внезапное открытие заключается в том, что наши отношения и степень удовлетворённости оказывают сильное влияние и на наше здоровье, забота о своём теле важна, однако забота о взаимоотношениях также является своего рода заботой о себе».
Арабское счастье под вопросом
В соответствии с предыдущими критериями наиболее счастливые арабские народы проживают в странах с высоким уровнем дохода — в государствах Персидского залива. Однако показателям, на которых основывается общий индекс, не хватает точности и достоверности. Тем более, ничего не упоминается о респондентах, которых опрашивали в каждой стране, в зависимости от места их проживания (городах или деревня), уровня образования, доходов и других факторов.
Все это вызывает сомнения относительно достоверности результатов.
Рейтинг счастливых стран был поставлен под сомнение некоторыми исследователями во главе с профессором политологии в Университете Суэцкого канала Джамалом Саламой. По его мнению, список не отражает реальность, особенно в отношении такой страны, как Египет, которая находится внизу списка, в то время как другие государства, переживающие кровавые конфликты — Ирак, Ливия и Сомали — занимают высшие позиции. Профессор недоумевает, как страны, чьи граждане лишены питьевой воды и продовольствия, могут значиться в списке самых счастливых стран.
Как отмечает Саламе в своих комментариях по поводу рейтинга, отсутствие информации о данных, на которые полагались представители организации, является большим недостатком. Они могли встретить граждан, живущих в отдаленных районах, где услуги оказываются на более низком уровне. В то же время он не отрицает наличия в большинстве арабских стран реальных признаков упадка, которые влияют на снижение индекса счастья по сравнению с предыдущими годами. То же самое касается европейских стран, где особенно заметны низкие показатели в сфере экономики.
Профессор политических наук не делает различий между арабскими государствами, когда речь идёт о сокращении объемов экономики и его влиянии на индекс счастья. Особенно пострадали арабские страны, пережившие «арабскую весну». В них по-прежнему наблюдаются политические и экономические колебания, которые стали причиной отсутствия инвестиций, прекращения деятельности многих производственных секторов, в том числе жизненно важных. В свою очередь этому способствовали общая дестабилизация и распространение терроризма. Что касается экономик стран Персидского залива, то они пострадали от резкого снижения цен на нефть в последние месяцы.
Такой же позиции придерживается профессор социологии Суад Абдель Рахман, который отметил: «Деньги — не единственный показатель счастья. Есть много других показателей, как широкие слои арабского общества противостоят болезненной реальности». По его словам, египетский народ — один из наиболее устойчивых к депрессии в мире.
Как пояснил Абдель Рахман в беседе с «Нунпост», многое направлено на создание иллюзорного счастья, вместо погружения в ужасы реального положения дел, с которыми сталкиваются народы таких стран, как Египет, Судан, Йемен, Сирия. Они страдают от экономических кризисов, отсутствия политических перспектив, нарушения прав и ограничения свобод. Если не использовать чёрный выход, чтобы уйти от реальности, можно оказаться в гораздо более катастрофической ситуации. Возможно, именно это объясняет повышение числа психически нездоровых лиц и самоубийств в этих странах.
Реальное положение дел вызывает улыбку
В то время как некоторые арабские правительства, в первую очередь ОАЭ и Катара, гордятся своим местом в рейтинге счастливых стран, указывая на успехи, достигнутые в тех или иных сферах, другие народы относятся ко всем этим показателям с завидной долей иронии. Об этом свидетельствуют комментарии множества активных пользователей соцсетей, касающиеся рейтинга счастливых стран в этом году.
Така Махмуд, журналистка египетской газеты «Аль-Баян», провела опрос относительно степени удовлетворенности египтян на фоне беспрецедентных политических и медийных репрессий, рекордного снижения уровня жизни, а также чувства отчаяния, которое охватило значительную часть египтян за последние семь лет.
По мнению египетской журналистки, текущие разговоры о счастье и ежегодном рейтинге счастливых стран в нынешних обстоятельствах — это всего лишь повод подразнить друг друга и посмеяться, а не тема для серьезных обсуждений: «Как население, больше половины которого находится за чертой бедности, треть — не умеет читать и писать, и чья молодежь все чаще совершает самоубийства, может говорить о счастье? Для этого требуется намного больше переменных».
Таким образом, пока народы мира празднуют этот день, обладая всем необходимым для ощущения себя счастливыми, есть ещё одна команда, борющаяся за выживание, команда, счастье которой — найти источник для существования, чувствовать себя в безопасности или хотя бы отбросить призрак страха. Она хочет меньше беспокоиться о завтрашнем дне, чтобы счастье перестало быть абстракцией, чем-то относительным и нереальным.